ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

О регистрации и учете из первых рук

Светлана Дементьева, эксперт журнала
«Двойная запись» № 12, 2004 / ИНТЕРВЬЮ

В этом году заканчивается очередная перерегистрационная эпопея. На сей раз предпринимательская. Об итогах кампании, о том, какой будет процедура упрощенной ликвидации, об особенностях регистрации изменений в учредительных документах рассказывает руководитель управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России Сергей Дуканов.


- Сергей Сергеевич, подходит к концу год, отведенный индивидуальным предпринимателям на перерегистрацию. Давайте подведем предварительные итоги.

- По состоянию на начало ноября документы на перерегистрацию подали 1 277 667 предпринимателей. Это 27 процентов от общего количества ПБОЮЛ, значащихся в реестре налогоплательщиков. Причем всплеск регистрационной активности произошел лишь в конце сентября - начале октября этого года. Остается еще около трех с половиной миллионов предпринимателей, которым нужно подать заявление за оставшееся до нового года время.

- Думаете, успеют?

- Нет, конечно. Мы ожидаем, что всего перерегистрацию пройдут 2 250 000 индивидуальных предпринимателей, то есть до нового года мы получим еще один миллион заявлений.

- А остальные как же? Продлевать срок не будете?

- Я не вижу необходимости продлевать срок. Кто не успеет перерегистрироваться, тот с 1 января 2005 года утратит статус индивидуального предпринимателя.



Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 35

- Предусмотрена для опоздавших какая-либо ответственность?

- Если не перерегистрировавшийся гражданин с 1 января 2005 года не осуществляет предпринимательскую деятельность, ни под какую ответственность он не подпадает. В противном случае ему грозит наказание по административному и даже Уголовному кодексу. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации - серьезное нарушение.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 68

- Будет ли ваше управление проводить после Нового года какие-либо проверки для выявления таких нарушителей, например совершать рейды по рынкам?

- Нет, это не наша задача. Мы должны сосчитать предпринимателей, которые не подали сведения о себе, снять их с учета в налоговых органах, внести соответствующие записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). А проверять, осуществляют ли они деятельность на самом деле или нет, - это задача правоохранительных органов.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 108

- А что решили насчет юридических лиц, не прошедших перерегистрацию до 2003 года? Вроде как МНС в свое время выступало с инициативой закрывать их во внесудебном порядке?

- Еще нет. Но мы на пути к ее реализации. В настоящее время готов проект федерального закона, предусматривающий процедуру административного закрытия юридических лиц, не осуществляющих деятельности, то есть существующих только де-юре. Буквально вчера этот проект был представлен администрации президента, и его дальнейшая судьба будет зависеть от того, кто внесет его в Госдуму.

- И каковы перспективы этого документа?

- По-моему, у него есть все шансы быть принятым. Когда это случится, мы сможем во внесудебном порядке закрыть все те «мертвые» организации, которые не представили о себе сообщения, а также те, что будут зарегистрированы, но будут удовлетворять описанию несуществующих юридических лиц. Критерии отнесения фирм к несуществующим будут зафиксированы в законе. Если организация будет им соответствовать, это станет основанием для ее ликвидации.

- То есть, если фирма не перерегистрировалась, но деятельность ведет, закрыть ее нельзя?

- В этом случае на нее налагается административный штраф, о ликвидации речи не идет. Но на сегодняшний день такие примеры мне неизвестны. Процедура перерегистрации юрлиц закончилась 31 декабря 2002 года, и до 2004-го такие вот опоздавшие и зазевавшиеся еще попадались. Сейчас уже нет. Законопроект, на мой взгляд, простой, доступный и предусматривает целый ряд гарантий интересов кредиторов, которые могут быть ущемлены в результате административного закрытия юридических лиц.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 154

- И каковы эти гарантии?

- Во-первых, это публичность процедуры закрытия. Сведения можно будет найти в «Вестнике государственной регистрации». Во-вторых, это судебная гарантия, которая будет действовать, если кредитор сочтет свои интересы нарушенными. При обращении с таким иском в суд фирма восстанавливается, записи в госреестре - тоже и вопрос ликвидации рассматривается уже в судебном порядке.

- Какой эффект вы рассчитываете получить от ввода в действие процедуры упрощенной внесудебной ликвидации?

- Сейчас не существующие организации ликвидируются через суд в порядке банкротства отсутствующего должника. Принимается решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия... На оплату работы конкурсных управляющих для ликвидации фирм-«пустышек», а таких у нас около миллиона, по предварительным подсчетам потребуется около 9 млрд рублей. Кроме того, наша судебная система не способна справиться с миллионом исковых требований в год. Да и денег на столь бесполезную работу в бюджете нет. В случае административной ликвидации дополнительных средств не понадобится. По предварительным подсчетам принятие закона в его сегодняшней редакции позволит закрыть все не перерегистрировавшиеся фирмы за девять месяцев.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 194

- Символично. Недавно тут всплыла еще одна проблема, которая вызвала немалый ажиотаж в деловых кругах. Причиной явилось письмо налоговой службы о том, что заявление в налоговую о смене генерального директора должно быть подписано только предыдущим генеральным директором. В противном случае налоговики отказывают во внесении изменений в ЕГРЮЛ с последующими штрафными санкциями. Поясните, пожалуйста, зачем? И что делать, если старый генеральный директор пропал, исчез, сбежал?

- Судя по вашему вопросу, у нас все плохо: директора только и делают, что ударяются в бега. Вы поймите, отношения директор-организация - это доверительные отношения. Кто может быть ближе организации, чем директор? Участники? У них всего два права: право участвовать в собрании и право на ликвидационную квоту. Все! Они не могут давать обязательных для исполнения указаний, нанимать на работу людей, платить им заработную плату. Принимает решения только директор.

- Что же, он не может уволиться?

- Директор не может просто написать заявление. Он должен собрать внеочередное общее собрание и поставить перед ним вопрос о досрочном прекращении своих полномочий. Представьте себе: школа. Был директор школы, все замечательно. Вдруг в один прекрасный момент он написал заявление: «увольняюсь» - и убежал. РОНО не поймет, школа тоже не поймет. Ну, если только ученики обрадуются. Вы поймите, это директор. Он руководитель организации, первое лицо, которое от имени этой организации действует. Процедура его освобождения от должности определена законом.

- И все прочие сценарии незаконны?

- Конечно. Представьте себе: идет человек по улице, у него за пазухой лежит автомат Калашникова. А в кармане заявление о том, что он несет его сдавать в милицию. Человека останавливают и спрашивают: где твое разрешение на автомат Калашникова? А он отвечает: знаете, я его только что нашел, вот сдавать несу, у меня и заявление есть. Так и с директором. Пока все хорошо, я директор, а как только пришли арестовывать или показания брать - какой еще директор? Вот поэтому у нас и «однодневки», поэтому у нас и миллион брошенных фирм. Надо с этим как-то бороться? Вот мы и начали с этого письма.

- А с кем вы боретесь таким образом?

- Я могу сказать, кто в этой ситуации недоволен. Недоволен тот, кто создавал фирму для продажи. А это товар быстропортящийся. За три месяца не продал, и уже надо бухгалтерскую отчетность сдавать. А раз я дополнительные расходы за фирму несу, значит, она уже дороже стоит. Значит, мне проще создать новую фирму, чем продавать старую с долгами. А на кого ее регистрировать? Не на себя же. Значит, я подбираю человека, например бомжа, который соглашается практически на любые условия. Этот бомж подписывает заявление, становится директором, получает свое вознаграждение в виде пол-литра горючей смеси и доволен. Дальше я начинаю фирму продавать. Покупатель хочет поставить своего директора. Новый директор приходит, пишет заявление, заверяет у нотариуса, подает его по месту учета, и проблем нет, да?

- Ну, как сказать...

- А мы говорим: нет! И вот теперь эти все продавцы фирм ищут своих старых директоров, обычно обывателей трех вокзалов. А их попробуй найди. Так что этот бизнес «попал», причем конкретно.

- Кто еще?

- Возьмите захват фирм. С чего он начинается? Первое - меняется директор. Кто его меняет? Вновь появившаяся какая-то инициативная группа, которая считает себя хозяевами этой компании, - новые участники. Они ставят своего директора. Тот меняет старых участников на новых. Вот вы можете взять сейчас форму Р14001 на регистрацию изменений, вписать туда свою фамилию и реквизиты РАО ЕЭС, принести протокол собрания нотариусу о том, что вас на собрании совета директоров выбрали директором. Нотариус вам заверит. Это правильно? Неправильно. А это возможная ситуация, и таких очень много.

- Так что же должен делать нотариус?

- Проверять информацию по реестру.

- А если директор противится, не подписывает заявление?

- Здесь есть варианты воздействия. Как вариант - не производить с ним расчета. Или привлечь его к административной ответственности за нарушение сроков подачи заявления. Вообще, ситуация не совсем реальная. Если он хочет уйти, то почему не подписывает? А если его выживают, проблему надо решать в суде.

- И много таких споров?

- Очень часто случается, что заявление подписывает и приносит новый директор, объясняя это тем, что старый, мол, отказывается. А через два часа приносят письмо от старого, в котором он пишет: ни от чего я не отказываюсь, я директор, сохраняю свои полномочия и прошу учитывать этот факт при рассмотрении заявления, вот мой телефон, и как только будут совершены противоправные действия в отношении меня, прошу тут же позвонить. Кому верить в такой ситуации? Я решил верить одному-единственному - ЕГРЮЛ. Вот такая простая позиция. Она основана на буквальном толковании статьи 5 закона о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, где написано, что сведения в заявлении о регистрации в случае противоречия сведениям, содержащимся в реестре, не имеют юридической силы до момента внесения изменений в реестр.

- А если все-таки заявление подписано новым директором, его не приняли, фирма нарушила сроки подачи сведений, кого будут штрафовать?

- Старого директора, причем его нарушение является длящимся. Значит, штрафные санкции к нему могут применяться неоднократно. Вот, например. Вы перешли дорогу в неположенном месте один раз. Вас оштрафовали. А представьте себе другой вариант: вы встали посередине дороги - вас раз оштрафовали, а вы все там стоите - вас еще раз оштрафовали. Могут? Вы скажете: меня только что оштрафовали, я теперь тут вообще могу прилечь. Нет, это длящееся правонарушение, вот уйдите вы на тротуар, тогда ваше правонарушение прекратится.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 306

- Правомерны ли требования налоговых инспекций на местах приносить заявления о смене главбухов?

- Нет, это самодеятельность. В Едином госреестре налогоплательщиков содержатся сведения о бухгалтерах. Как эти сведения в ЕГРН попадут? Ведь в ЕГРЮЛ нет же сведений о бухгалтерах. Вот поэтому некоторые сотрудники налоговых органов считают, что надо заявление принести и на основании этого заявления можно будет записать в ЕГРН бухгалтера. По этому поводу министерство дало четкие разъяснения: сведения о бухгалтерах необходимо брать из отчетов, которые представляются в налоговые органы.

- То есть такая инициатива совершенно незаконна?

- Да. Поэтому, как только организация пишет жалобу, мол, на каком таком основании требуют, такая жалоба, первое, будет сразу удовлетворена и, второе, мы рассмотрим вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия к тем сотрудникам инспекции, которые злоупотребляют служебным положением.

- А сведения о смене руководителей филиалов и представительств нужно представлять?

- В ЕГРЮЛ таких сведений не содержится. А вот относительно ЕГРН...

- Чем эти реестры отличаются?

- У них разные цели. У ЕГРН - организация налогового контроля. Соответственно сведения, поступающие в ЕГРН, являются сведениями ограниченного доступа. Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП - это не контрольная работа. Эта информация собирается, в первую очередь, для представления всем заинтересованным участникам хозяйственной деятельности.

- Ну, и последний вопрос. Как отразились на вашем управлении структурные преобразования в налоговых органах?

- Преобразование МНС в ФНС пока никак не изменило круг наших обязанностей и полномочий.


Notice: Undefined variable: f_com in /srv/www/www.bistrast.ru/htdocs/articls/stat106.php on line 353

Если вас интересует наш комментарий к высказываниям высокопосталенного чиновника, то смотрите его здесь.

22.12.2004

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24