ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

С момента написания данной
статьи были внесены изменения
в гл. 21 НК РФ "Об НДС".

О чем не спит предприниматель

Журнал "Современная Торговля",
№12 2004 год

      Простой вопрос о налоге - "Когда и сколько?" по отношению к НДС имеет самый неопределенный ответ, причем как для плательщиков НДС, так и для неплательщиков.

Журнал "Современная Торговля" Малый бизнес в России в настоящее время имеет возможность применять традиционную систему налогообложения (ТСН) или упрощенную (УСН), а если субъект осуществляет отдельные виды деятельности, поименованные в Законе, то он уже обязан уплачивать единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и/или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). У каждого налогового режима свои объекты налогообложения, набор налогов и сроки уплаты. Из перечисленных вариантов налогообложения номинально НДС уплачивают только организации и предприниматели, применяющие ТСН. Налоговым агентом по НДС может стать любая организация или предприниматель, если ведут внешнеэкономическую деятельность, арендуют помещения у Госкомимущества, и в некоторых иных случаях.

Законодательство всегда отстает от жизни. Как вести учет, когда у хозяйствующего субъекта возникает смесь налоговых режимов, как перейти на налоговый режим без НДС, или как учесть НДС при переходе с упрощенной системы на традиционную и наоборот, законодательство точных ответов не дает. Переходные положения очень часто оказываются за рамками федеральных законов и отдаются на вольную трактовку фискальных органов. В рамках одной статьи осветить все проблемы НДС невозможно, поэтому мы остановимся только на самых острых для малого торгового бизнеса в России.

Платить НДС или не платить?

В начале своей деятельности организация или предприниматель стоит перед выбором: платить НДС или не платить? Если начинающий предприниматель не задается таким вопросом, то налоговики автоматически распространяют на него режим традиционной системы налогообложения с уплатой НДС. Если же выбор сделан в пользу неуплаты НДС, то закрепить его следует подачей в ИМНС в установленные сроки заявления о переходе на УСН или об освобождении от обязанностей плательщика НДС. При переходе на УСН c начала предпринимательской деятельности или с нового календарного года также необходимо сделать выбор между уплатой налога в шесть процентов с дохода, или пятнадцати с дохода уменьшенного на величину расходов. Выбор в последствии изменить нельзя.

Если основные покупатели товаров (работ, услуг) вновь создаваемого субъекта малого бизнеса являются плательщиками НДС, то выбор нетрадиционной системы налогообложения сделает субъекта малого бизнеса менее привлекательным продавцом (исполнителем), по сравнению с конкурентами - плательщиками НДС.

Это правило действует не всегда. Если результатом деятельности является оказание разовых услуг, например, ремонт помещений, поставка оргтехники, дизайн-проект, то наличие НДС в цене товаров (работ, услуг) может и не окажет серьезного влияния на выбор потенциального покупателя.

Однако если организация или предприниматель стоит в цепочке продвижения товаров и действует исключительно от собственного имени (по договорам купли-продажи), то наличие НДС в цене будет обязательным требованием покупателя. В противном случае, сделав наценку на такой товар в размере 18%, покупатель будет вынужден отдать её всю в бюджет в качестве НДС.

ПЛАТИТЬ! НЕ ПЛАТИТЬ!

      Если основные покупатели плательщики НДС, то последний выбор, который должен сделать начинающий предприниматель или вновь образуемая организация – это выбор учетной политики по НДС: по факту отгрузки или по факту оплаты. Право такого выбора предоставлено только малым предприятиям и предпринимателям.

      Налоговые инспектора при этом полагают, что налогоплательщик должен информировать ИМНС о факте выбора учетной политике по оплате до начала первого налогового периода. Организации для этого достаточно направить письмо в произвольной форме в адрес ИМНС. Предпринимателю, ведущему учет в бумажной (не электронной) книге учета необходимо также явиться в ИМНС, где инспектор сделает пометку в Книге учета о факте выбора учетной политики в отношении НДС.

      Любой бизнес имеет спады и подъемы. На наш взгляд, лучше и проще использовать политику по факту отгрузки в отношении НДС. При этом субъект малого бизнеса будет испытывать финансовые трудности в период подъема, но зато спады в бизнесе будет пережить легче.

      Если основные покупатели – население, то следует оценить величину предполагаемой выручки. Если выручка будет менее 1 млн. рублей за три последовательных месяца (с учетом сезонности), то существует выбор между УСН и ТСН с освобождением от НДС. Если выручка больше, то альтернативы УСН у вас нет. Предельная выручка, при которой субъект малого бизнеса в праве применять УСН 15 млн. рублей в год, а с 2005 года планируется увеличить эту планку до 18, 6 млн. рублей.

      Если выручка организации или предпринимателя будет расти медленно, то целесообразно последовательно применять следующие налоговые режимы:

      - со средней торговой выручкой от 0 до 333 тыс. рублей в месяц - традиционную систему с освобождением НДС и «поддержкой» предпринимателей или организаций, применяющих УСН 6 .

      - со средней торговой выручкой от 333 тыс. до 1,25 млн. рублей в месяц – упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расходов.

      - cо средней торговой выручкой свыше 1,25 млн. рублей в месяц – использовать посреднические договора, договора о совместной деятельности и другие схемы минимизации налогов.

Налоговый учет НДС

Все налоги, за исключением НДС, являются способом изъятия части заработанного в пользу государства. В отличие от остальных налогов НДС имеет две составляющие:

1. НДС по отгруженным (оплаченным) за отчетный период товарам (работам, услугам), причитающейся к уплате в бюджет,

2. НДС уплаченный поставщикам по полученным товарам (работам, услугам) за отчетный период, причитающейся к возмещению из бюджета.

Положительная разница этих двух составляющих определяет сумму НДС, подлежащую к уплате в бюджет и отрицательная - сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета. Когда у субъекта малого бизнеса хозяйственных операций немного, тогда эта разница имеет ярко выраженный знакопеременный характер.

Учет НДС явно не связан с бухгалтерским учетом. Формально он представляет собой учет фактов передачи счетов-фактур и фактов оплаты этих счетов-фактур.

Факт передачи этой «ценной» бумаги – счета-фактуры - учитывается у каждого субъекта в Журнале полученных счетов фактур и в Журнале выданных счетов фактур.

Факт оплаты определяется по расчетному счету налогоплательщика и/или по кассовой книге (для организаций), журналу кассира-операциониста и по Книге учета Доходов и расходов (для предпринимателей), а также по актам зачета взаимных требований при бартере, по договорам уступки права требования и другим.   

Чтобы на основании двух этих фактов определить сумму НДС по реализации используется Книга Покупок, а сумму НДС, уплаченную поставщикам, - Книга Продаж. Таким образом, налоговый учет по НДС ведется с помощью: счетов-фактур, Журнала выданных счетов-фактур и Журнала полученных счетов-фактур, Книги Покупок и Книги продаж. На основании этих документов делается Налоговая декларация и платежным поручением уплачивается налог в бюджет.

Заполнение Книги Покупок

Заполнение Книги Покупок производится с учетом двух фактов – оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) (отражение в учете фактического получения ТМЦ) и оплаты поставщику ТМЦ. Счет-фактура обычно поступает одновременно с оприходованием.

В общем случае эти два события – оприходование и оплата - не совпадают по времени. Поставщик может требовать предоплаты (авансы), а может – предоставить отсрочку платежа, предусмотренную договором и/или не предусмотренную. Также, в общем случае, не совпадают и суммы оприходования и оплаты.

В приведенном ниже примере учета НДС будем использовать счета бухгалтерского учета.

Пусть на дату D1 произошло оприходование товара на общую сумму S1 (НДС 18%), а оплата поставщику произошла на дату D2 на сумму S2.

       

Дата Дебет Кредит Сумма Содержание хозяйственной операции
D1<=D2, S1=S2
D1
41
60
S1*100/118
Оприходование товара без НДС
 
19
60
S1*18/118
Учет входного НДС
 
 
 
 
D2
60
50(51)
S2
Оплата поставщика
 
68
19
S2*18/118
Начисление НДС к возмещению из бюджета
D1>D2, S1=S2
D2
60
50(51)
S2
Предоплата поставщика (аванс)
 
 
 
 
D1
41
60
S1*100/118
Оприходование товара без НДС
 
19
60
S1*18/118
Учет входного НДС
 
68
19
S2*18/118
Начисление НДС к возмещению из бюджета

В Книгу Покупок делается запись по дате и на сумму корреспонденции проводок Д68-К19. Часто суммы оплат не совпадают с сумой отгрузки, что допустимо по договору поставки. Этот фактор также усложняет заполнение Книги Покупок, поскольку оплата может частично покрывать, полученный ранее счет-фактуру, а может покрывать несколько счетов-фактур. В этом случае, сумму оплаты следует разбивать на частичные суммы, с учетом сальдовых остатков, и делать пометки в Книге Покупок о том, что частичная сумма оплаты покрывает счет-фактуру частично или покрывает остаток. Если сумма по счету-фактуре совпадает с суммой платежа или платеж полностью покрывает несколько счетов-фактур, то пометку делать не имеет смысла.

В приведенном примере Книги Покупок ради упрощения опущены некоторые столбцы.


       

     Приложение № 2
к Правилам ведения журналов
             учета полученных и выставленных
             счетов-фактур, книг покупок и книг
                 продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость

КНИГА ПОКУПОК

Покупатель ПБОЮЛ Иванов И.И.
ИНН покупателя 7712345678
Покупка за период с 01.09.04 по 30.09.04
Дата и
номер
счета-
фактуры
продавца
Дата
оплаты
счета-
фактуры
продавца
Дата
оприхо-
дования
товара
Наименование продавца Всего покупок,
включая НДС
В том числе
Покупки, облагаемые налогом по ставке
18 процентов (8)
стоимость покупок
без НДС
сумма НДС
(2) (3) (4) (5) (7) (8а) (8б)
28.08.04 05.09.04 28.08.04 ООО «Аленький цветочек» 118000 100000 18000
48       (часть)    
28.08.04 06.09.04 28.08.04 ООО «Аленький цветочек» 11800 10000 1800
48       (остаток)    
10.09.04 10.09.04 10.09.04 ООО "Супер – Сервис” 23600 20000 3600
02-06998            
31.08.04 25.09.04 31.08.04 ООО "РИА Деловой дом” 4 875 4 131 744
1053            
30.09.04 25.09.04 30.09.04 ООО "РИА Деловой дом” 4 875 4 131 744
1148            

Заполнение Книги Продаж

Ведение Книги Продаж зависит, как мы ранее упоминали, от учетной политики в отношении НДС. Если организация или предприниматель выбрали учетную политику по оплате, то порядок заполнения будет аналогичным Порядку заполнения Книги Покупок, т.е. с учетом дат, сальдовых остатков, соотношения сумм оплаты и сумм счетов-фактур. Если выбирается учетная политика по отгрузке, то ведение Книги Покупок упрощается – записи делаются только по дате отгрузки с указанием сумм из выданных счетов-фактур.

При любой учетной политике по НДС отдельное внимание следует уделять полученным авансам, когда получение аванса и отгрузка произошли в различные налоговые периоды. Если эти события произошли в одном налоговом периоде, то никаких дополнительных действий предпринимать не надо.

Налоговое ведомство при получении авансов рекомендуют продавцу:

- в день получения аванса самостоятельно выписывать счет-фактуру на сумму полученного аванса и учитывать её в Книге Продаж.

- в момент фактической отгрузки товара в счет полученного аванса следует выписать два счета-фактуры:

- первый счет-фактуру на возврат полученного аванса или части аванса (аналогично счету-фактуре на получение аванса только со знаком минус),

- второй - счет-фактуру собственно на отгрузку товара.

Оба счета-фактуры учитываются в Книге Продаж, и поскольку они выписаны на одну и ту же сумму только с разными знаками, то они взаимно компенсируют друг друга, что не приводит к возникновению дополнительного НДС. При этом происходит автоматическая корректировка, если сумма аванса не совпадает с сумой отгруженного товара.

Такой учет авансов корректно определяет сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, но не упрощает заполнение декларации. Налогоплательщику всё равно следует отдельно рассчитывать НДС за налоговый период по реализации, по авансам полученным и по авансам погашенным, поскольку в декларации по НДС эти три значения указываются в различных строках налоговой декларации.

 

      Весной 2004 года Президент России В.В.Путин признал несправедливость взимания НДС с авансов, но исправление этой несправедливости отложено на 2006 год. Несправедливость заключается в том, что у продавца взимается НДС с аванса, в то время как у покупателя не возникает входного НДС от факта уплаты аванса. При этом возникает некоторая условно постоянная сумма переплаты в бюджет всех плательщиков по НДС, которую извлечь из бюджета государство не может без вреда для бюджета. Это также не соответствует НК РФ, по которому объектом обложения по НДС является реализация товаров (работ и услуг). При получении аванса собственно реализации нет.

Минимизация НДС плательщиками

На приведенной диаграмме показано поведение НДС во времени при применении учетной политики по факту отгрузки. В кружочках обозначены следующие события:

0 - Выделение денег на предпринимательскую деятельность предпринимателем.

1 - Оплата поставщику

2 - Оприходование товара (фактическое получение со счетом-фактурой)

3 - Оплата от покупателя

4 - Отгрузка покупателю.

Зависимость НДС от времени

Стрелка 1-2 - приобретение товара по предоплате.
Стрелка 3-4 - реализация товара по предоплате 
Стрелка 2-1 - покупка товара с отсрочкой платежа
Стрелка 4-3 - продажа товара с отсрочкой платежа.

Следует обратить внимание, что событие А - возникновение НДС возмещаемого из бюджета, происходит всегда по наиболее поздней из дат:

- дата оплаты поставщику (дата квитанции приходного кассового ордера, дата платежного поручения, дата из кассового чека)

- дата оприходования товара (фактического получения по накладной или по товарному чеку)

- дата выдачи счета-фактуры.

Событие В - возникновение НДС в бюджет происходит по факту отгрузки (для ПБОЮЛ и малых предприятий допускается по факту оплаты, но как мы писали ранее, это не лучший вариант).

Событие С - оплата НДС в бюджет, должно происходить не позднее 20 числа, месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является месяц, но для субъектов с выручкой за квартал без НДС не превышающей 1 млн. рублей допускается под отчетным периодом понимать квартал.

Если вы оплатили налог в бюджет на следующий день 21 числа, но с вас причитается пени за 2 дня из расчета одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России (ЦБ РФ) за каждый день задержки. Ставка рефинансирования ЦБ РФ сейчас составляет 13 процентов годовых.

       

Одним из самых главных событий является рубеж налогового периода. Фактически, в зависимости от того, что будет с НДС на рубеже налогового периода, то и следует к уплате в бюджет. При этом рубеж располагается по определенным календарным датам. Следовательно, хозяйственные операции следует совершать и оформлять так, чтобы это было выгодно для экономии НДС.

Из диаграммы видно, что если на рубеж отчетного периода сумма закупленных товаров будет выше суммы проданных, т.е. в наличии будут непроданные товары, то НДС следует не платить, а возмещать из бюджета. Помимо возмещаемого НДС от закупленных товаров, следует также учитывать возмещаемый НДС от уплаченной арендной платы, от материалов и канцтоваров, топлива, и т.д. - всех затратных составляющих с НДС, за исключением сумм, которые по определению НДС в себе не содержат:

- дохода предпринимателя или прибыли организации,

- суммы оплаты труда наемных работников с начислениями

- амортизационных начислений

В этом смысле оптимальной для минимизации НДС может считаться тактика, по которой первую половину налогового периода вы преимущественно продаете товары (работы и услуги), а вторую - преимущественно приобретаете. Такая тактика выгодна вам, но невыгодна вашим поставщикам или покупателям. Поэтому в ваших интересах придерживаться её, не афишируя цели своих действий.

Очень выгодным в смысле возмещаемого НДС является приобретение основных средств, поскольку НДС по ним засчитывается после получения и оплаты и может составлять значительную сумму. Потом, стоимость ОС будет переноситься на себестоимость через амортизационные отчисления (износ) вместе с НДС, который включается в выходную цену. Тем самым происходит экономия оборотных средств.

Таким образом, при скурпулезном учете входного НДС, нагрузка от этого налога ляжет на доход, оплату труда наемных работников и на суммы амортизации, т.е. на ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, а на этапе становления бизнеса при грамотной тактике может освободить вас от уплаты НДС на первые годы деятельности.

Очень невыгодным в смысле НДС является получение предоплаты от покупателей товаров (работ, услуг), поскольку НДС с предоплаты, числящейся на рубеж отчетного периода, подлежит уплате в бюджет. Предоплату имеет смысл брать только тогда, когда вы на сто процентов уверены, что в состоянии отгрузить покупателю товары (работы и услуги) до окончания налогового периода.

Очень невыгодным в смысле НДС является пренебрежение сбором документов, а именно документов на товар (накладная, товарный чек), на оплату (квитанция ПКО, чек ККМ) и СЧЕТОВ-ФАКТУР на приобретенные товары (работы, услуги). Каждый такой комплект документов, если он оформлен ненадлежащим образом или отсутствует, приносит убыток в сумме НДС - 18 процентов. После вступления в силу Закона №-54 «О применении ККТ…», факт оплаты наличными, по мнению налоговиков, следует подтверждать чеком ККТ и, если в нем не выделена сумма НДС, то квитанцией ПКО или расшифровкой чека ККТ с указанием суммы НДС заверенной печатью организации или предпринимателя.

Если Вы пренебрегаете выдачей счетов-фактур, то с вас НДС всё равно рассчитают и возьмут, а если вы пренебрегаете их получением, то это Вам это не проститься.

       

Если рассмотреть укрупнено начало предпринимательской деятельности, то и здесь возможны тактические ходы, при которых можно НДС сэкономить или переплатить.

Пусть некий предприниматель решил открыть магазинчик. За бесценок покупает бывшее в употреблении торговое оборудование, производит ремонт своими силами. Не имея собственных средств, он договаривается о получении товара на условиях реализации, когда обязанность оплатить товар возникает после его продажи. При этом неизбежно возникнет «переплата» НДС в бюджет: после продажи товара у него возникает НДС, причитающийся к уплате в бюджет. Если предприниматель не успевает расплатиться с Поставщиком до конца отчетного периода (что часто случается), то он будет обязан уплатить НДС в бюджет со всей выручки. При этом он до 20 числа следующего месяца должен будет уплатить сумму НДС в бюджет, а на оплату поставщика у него просто денег не хватит. В следующем налоговом периоде он снова должен будет взять товар на реализацию в уже большей сумме и ситуация может снова повториться. Таким образом, предприниматель на начальном этапе будет переплачивать НДС в бюджет только из-за того, что взял товар на реализацию (без оплаты) и не обращал внимание на входной НДС.

Оптимальным является вариант, когда предприниматель берет кредит у банка или занимает деньги у физических лиц. На полученные деньги он покупает товар для продажи, торговое оборудование (с НДС), производит ремонт с привлечением строительной организации, плательщика НДС. При этом возникает НДС к возмещению из бюджета. Возврат заемных средств будет проходить без давления НДС, что значительно облегчает ситуацию, а суммы процентов будут включены в расходы в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ увеличенной в 1,1 раза.

Освобождение от НДС

Законом от 29 мая 2002 года были внесены поправки и изменения в главы Налогового Кодекса. Так с 01 июля 2002 года освобождение от уплаты (но не от ведения  учета) НДС может получить любой коммерческий субъект, если его выручка менее 1 млн. рублей за три последовательных месяца без НДС. Для освобождения (продления освобождения) от НДС до 20 числа месяца, с которого берется освобождение, предприниматель должен подать в ИМНС:

- Уведомление об использовании права на освобождение от НДС

- Выписку из Книги продаж

- Выписку из Книги учета доходов и расходов

- Копии журнала полученных и выставленных счетов фактур. 

Все эти документы можно отправить по почте, но это следует делать до 14 числа, поскольку в этом случае днем подачи будет считаться шестой день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145). Эта оговорка явно ухудшает положение идущего на освобождение субъекта, поскольку уменьшает срок подготовки документов для отправки их по почте, а с другой стороны снова создаст очереди в ИМНС с 14 по 20 числа каждого месяца из желающих сдать уведомления и документы лично инспектору ИМНС. Уменьшение срока для многих более существенно, поскольку  счета-фактуры на аренду, услуги связи, коммунальные платежи и от принципалов всегда идут с запозданием на 10-15 дней. Это ужесточение законодательства к субъектам предпочитающим общаться с ИМНС по почте не является локальным. Оно присутствует и в других способах сдачи документов в ИМНС по почте. Так же, в тексте упорно упоминается заказное письмо, которое давно следовало заменить на «ценное письмо», поскольку заказное письмо с описью вложения на почте не воспринимается, а заказное без описи вложения теряется в ИМНС.

Из приведенного в п. 6 ст. 145 перечня необходимых документов следует, что независимо от наличия или отсутствия у предпринимателя обязанностей плательщика НДС, каждый ПБОЮЛ должен вести книгу Продаж! Чем обусловлена необходимость ведения книги продаж субъектом, освобожденным от обязанностей плательщика НДС – остается не ясным. По всей видимости, законодатели считают, что ведение книги Продаж не составляет труда для предпринимателя. В самом деле, что стоит переписать данные из Книги учета доходов и расходов данные в Книгу продаж несколько в иной форме? Своё мнение законодатель поменял бы на противоположное если бы хоть раз попробовал заполнить книгу продаж даже освобожденного от НДС предпринимателя.

Не задумываясь о последствиях законодатель включил требование о предоставлении копии журнала полученных и выданных счетов фактур. То, что это ДВА разных журнала и то, что эти журналы представляют собой сшивки соответственно полученных за месяц и выданных за месяц счетов фактур, законодатель знать не обязан. В соответствии с Порядком ведения учета по НДС по окончания месяца эти журналы прошиваются, листы нумеруются и опечатываются. А теперь попробуйте сделать копии этих журналов! Более того, по нашему опыту у ПБОЮЛ журнал полученных счетов фактур может содержать до 100 листов и более. Конечно, отсутствие этих копий не даст налоговому инспектору освободить предпринимателя без должных оснований, но зачем копить копии - неизвестно.

Многих введет в заблуждение невозможность отказаться от освобождения после его получения в течение 12 месяцев, за исключением случая превышения суммы выручки порога в миллион рублей за три месяца без НДС. Явно абсурдный запрет, тем не менее, имеет правовые последствия в случае смены вида деятельности или появления дополнительного вида деятельности при котором, освобождение от НДС может быть невыгодно.

Здесь также применяется политика двойных стандартов. Когда речь шла о патенте, то законодатель упорно требовал патент на каждый вид деятельности предпринимателя и отдельный учет, по тем видам, по которым ПБОЮЛ не перешел на упрощенную систему учета и отчетности. Теперь, законодателю выгодно освободить от НДС ПБОЮЛ по всем видам его деятельности сразу или не освобождать совсем. 

Если предприниматель получает стабильную выручку 1,1 млн рублей за три месяца, то возникает законодательная коллизия: он имеет право на освобождение от НДС, поскольку выручка без НДС составляет 0,932 млн. рублей. При этом, если он получил освобождение от НДС и имеет такую же выручку, то он не имеет право на освобождение от НДС поскольку его выручка НДС не содержит из-за освобождения и превышает 1 млн. рублей. Таким образом, предприниматель имеет право на освобождение от НДС, но не имеет право его использовать.

Часто вводят в заблуждение предпринимателей налоговые консультанты со стороны государства необходимостью восстановления вычетов по НДС по остаткам товаров (п. 8. ст. 145). Теперь, необходимость восстановления  ранее примененных вычетов относится и к основным средствам  и нематериальным активам. Правда необходимость эта опутана туманом и именно этот туман следует использовать предпринимателям в своих целях.

Туман создает фраза "но не использованных для операций облагаемых НДС". В случае остатка товаров, всё понятно - по остаткам, которые необходимо инвентаризовать, вычет следует восстановить и отнести на стоимость этих остатков, при это возникнет задолженность по НДС. В случае с основными средствами эту загадочную фразу следует понимать, так, что основные средства были приобретены, но пуск в эксплуатацию не произошел. В этом случае, вычет следует восстановить. Если основное средство уже пущено в эксплуатацию, то  вычет был применен правомерно. Не применять же восстановление вычета к остаточной стоимости, в самом деле, хотя налоговики именно этого и хотят.

Очередной капканчик поставлен на любителей кассового метода определения выручки. Так 25 числа субъект отгрузил товар покупателю с НДС. С первого числа следующего месяца уведомил ИМНС об использовании права на освобождение от НДС. Оплату получил  10 числа и остался обязанным оплатить НДС бюджет. Далее этот товар возвращен, например, по причине брака, но НДС по возращенному товару вернуть освобожденному от НДС будет крайне трудно. Далее товар отгруженный, но не оплаченный попадает в ситуацию неопределенности - как его учесть, как товары в остатке или реализованные? Как и ранее мы рекомендуем применять метод по отгрузке - в нем меньше капканов и проще учет. 

НДС нет, но заплатить хочется

Как и предполагалось, некоторым субъектам малого бизнеса (организациям и предпринимателям) применение УСН уменьшило число клиентов, которым стало невыгодно приобретать товары (работы и услуги) без НДС. Наиболее отчаянные стали выделять НДС в счетах-фактурах сознательно с намерением уплатить эти суммы в бюджет, как того требует Налоговый Кодекс. Казалось бы, этим интересы бюджета будут учтены - не будет потери НДС, но нашим доблестным фискальным органам этого мало и у них созрело мнение, что неплохо было бы с таких добровольцев взять ещё налогов, например, 15 процентов с уже уплаченного в бюджет НДС. Для реализации этого мнения уважаемое Министерства Финансов выпускает письмо от 16.04.04 № 04-03-11/61 «О включении в состав расходов сумм НДС, уплаченных в бюджет организациями, перешедшими на упрощеннуюсистему налогообложения», в котором пытается обосновать своё ненасытное желание. Далее курсивом выделены цитаты из письма.

На основании п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим такие организации не должны оформлять счета-фактуры и уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет.

Создается впечатление, что минфиновцы не знают, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают НДС ежедневно, приобретая товары (работы и услуги) у субъектов, плательщиков НДС, в том числе и государственных организаций (например, арендуя помещение у ГосКомИмущества). Строго следуя логике приведенного утверждения, такие упрощенные организации не должны платить никакие суммы НДС, кроме как при ввозе товаров на таможенную территорию. Но в жизни то всё не так.

Однако согласно п. 5 ст. 173 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса в случае выставления организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Так хочется чиновникам пополнить бюджет любой ценой, что налоговики не гнушаются притягивать самые экзотические доводы. Так в ст. 173 НК РФ действительно указывается на необходимость уплаты НДС в бюджет, с чем, кстати, согласны упрощенные организации. При этом они в упор не видят другого положения 21 Главы НК РФ - п.1 ст. 168, по которому сумма товаров (работ, услуг) увеличивается на сумму НДС. Из этого следует, что увеличение цены на сумму НДС не является увеличением дохода. Это означает, что как у плательщика НДС доход формируется без учета НДС (уменьшается на сумму НДС), так и у неплательщика доход должен формироваться как сумма, полученная от покупателя и уменьшенная на сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения, как дохода, уменьшенного на величину расходов, полученные доходы уменьшаются на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому при исчислении налоговой базы по единому налогу в составе расходов, уменьшающих доходы, должны учитываться суммы только тех налогов и сборов, от уплаты которых организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены.

Однако одной логической манипуляции им мало, и они в добавок пытаются доказать, что уплаченный НДС не включается в расходы. Тем не менее, в п. 6 ст. 346.16 (в той, на которую они ссылаются в своем письме) явно поименованы суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам). В этой статье не сказано, кем именно приобретены товары (работы и услуги), налогоплательщиком или покупателем. Таким образом, этот довод также не выдерживает ни какой критики.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг), по собственному желанию организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, по нашему мнению, при определении объекта налогообложения по единому налогу в составе расходов учитывать не следует.

Обычная структура письма МНС теперь повторяется и в МинФине: пара спорных логических заключений и уже "таким образом ... " или "учитывая изложенное ...". Просто поставить себя на место организации или предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, они не могут. Поэтому здравый смысл здесь не работает. Сколько раз налоговики пытались восстановить НДС при переходе организаций на УСН, но ВАС неоднократно давал им по рукам.

Теперь они действуют ещё страшней - чтобы такое письмо нельзя было оспорить через суд, они вставляют "по нашему мнению", и всё! - спорить в суде не о чем. Их мнение по Закону ни к чему не обязывает, но действия, противоречащие этому мнению, гарантируют судебное разбирательство с налоговыми органами. В этом процессе, конечно, победит настойчивый и упорный предприниматель, а большинство "не желая портить отношений" просто заплатят 15 процентов единого налога по УСН на сумму перечисленного в бюджет НДС и в очередной раз помянут недобрым словом упрощенную систему в частности и заботу государства о малом бизнесе в целом.

НДС счета?

Сейчас активно обсуждается тема построения эффективной системы администрирования НДС при его планируемом снижении. Какой она должна быть: НДС – счета или другое?

На наш взгляд корректно решить задачу администрирования НДС невозможно в принципе. Администрирование НДС связано со сбором информации и возникновением прав и обязанностей.

На первый взгляд кажется, что сбор информации не представляет собой технических проблем, например, через Интернет, но этот процесс не может представлять собой основание для возникновения прав и обязанностей.

Сбор информации о движении безналичного НДС сравнительно просто могут выполнять банки. Для этого достаточно производить уплату сумм НДС по платежному поручению с некоторой дополнительной отметкой. Информация о таких платежах может накапливаться в центральном сервере какой-либо налоговой инспекции. Но это только по безналичным платежам и по расчетам с поставщиками.

Проблемы возникают при оплате от покупателей наличными, бартерных операциях, переуступке прав требования и иных способах зачета взаимных требований. Обязать все хозяйствующие субъекты сообщать в банк о таких зачетах незаконно, поскольку, например, индивидуальный предприниматель вообще не обязан открывать расчетный счет в банке. Предоставить Интернет-доступ для такого информирования субъектам бизнеса, делает такую информацию недостоверной, поскольку вероятность ошибки возрастает многократно.

Таким образом, информационная проблема возникает из-за большого объема информации и не нулевой вероятности ошибок. Предоставлять права и устанавливать обязанности на основании таких нечетких данных невозможно.

Задачей НДС, как косвенного налога является стимулирование экспорта и обложение налогом добавленной стоимости. В настоящее время в России экспорт сырья достиг таких размеров, что роль НДС, как стимулятора ничтожна. Более того, НДС только усложняет внешнеторговую деятельность. Проще совсем отменить НДС, перераспределив налоговую нагрузку на иные налоги.

06.02.2005

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24