ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Новое измерение для налоговой декларации

по материалам журнала "Расчет"

Артем ДРОЗДОВ

Надоело ждать, пока инспектор сравнит бумажную копию декларации с тем, что вы принесли на дискете? Возможно, скоро ситуация изменится – Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС разработал решение, которое превратит бумагу в магнитный носитель.

Ручная обработка налоговых деклараций связана с большой вероятностью ошибки: человек – не машина и может устать. А вот компьютерный ввод делает возможность ошибки минимальной.

– По нашей статистике, отчетность в электронном виде сдает 50 процентов из всех налогоплательщиков России, – рассказал мне при личной встрече Юрий Волков, заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС). – Но при этом из этих 50 процентов лишь 8 действительно полностью используют возможности электроники, то есть сдают декларации через каналы связи специализированных операторов с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Все остальные пользуются дискетами.

– Так в чем же проблема? – поспешил уточнить я.

– Конечно, для налогоплательщика это удобно, – продолжил Юрий Константинович, – но не всегда приемлемо для нас, хотя бы потому, что перед тем как принять дискету, ее надо сверить с информацией на бумаге. А это очень трудоемкий процесс. Отменить бумажные декларации при представлении информации на дискете можно только в случае всеобщего использования ЭЦП. Работа в этом направлении ведется, но это длительный процесс, так как надо вносить ряд изменений в законодательные и нормативные документы. Поэтому мы решили использовать технологию штрихового кодирования. Для этого достаточно закодировать всю информацию из декларации в особом двухмерном штрихкоде, который будет печататься на самой декларации. Через секунду после того, как инспектор поднесет сканер к такой декларации, вся информация попадет в компьютер.

То, что сейчас предлагает ГНИВЦ, стало реальностью и уже год работает в Башкирии, потому что именно там Центр провел успешный пилотный эксперимент. И теперь новая разработка ГНИВЦ может облегчить жизнь бухгалтерам всей России. Более того, в новых формах деклараций, утверждаемых Минфином, уже имеется специальное поле для двухмерного кода.

– Эта технология поможет разгрузить очереди. Освободит инспекторов от утомительного ручного ввода, и они смогут больше времени уделять самим плательщикам налогов и оказывать, например, консультационные услуги, – добавляет Юрий Константинович. – Последняя черта, которая отделяет наш метод обработки деклараций, это приказ, регламентирующий использование нового кода в инспекциях. Сам проект приказа о применении двухмерного штрихкода в формах налоговых деклараций уже направлен в Минфин для согласования и утверждения.

Теперь, чтобы сдать декларацию, бухгалтеру достаточно будет кинуть ее в специальный ящик в налоговой инспекции. Да и с точки зрения закона двухмерный штрихкод вполне уместен – ведь на декларации стоит личная подпись налогоплательщика, следовательно, применение ЭЦП в данном случае не требуется.

Шахматная технология

И напечатать двухмерный штрихкод на декларацию совсем несложно.

– Во-первых, это может сделать бесплатная программа самого ГНИВЦ, с помощью которой многие налогоплательщики уже готовят отчетность. В эту программу заложены функции генерирования нового двухмерного кода, – поделился Юрий Константинович.

– Во-вторых, есть и другая технология, связанная с использованием перехвата данных при печати. Эта разработка представляет собой небольшой программный модуль, который «перехватывает» команду «Печать» вашей бухгалтерской программы и оправляет документ на виртуальный принтер – тот, что был специально «придуман» программой для вашего компьютера. Программный модуль обрабатывает данные декларации из виртуального принтера и выводит декларацию на реальный принтер, но уже с двухмерным кодом.

Двухмерный код обладает значительно большей емкостью, чем обычный штрихкод из вертикальных полос. Это значит, что в двухмерном коде можно хранить значительно больше информации. Более того, новый код позволяет дублировать до 25 процентов информации для повышения надежности. Так что если вы помяли декларацию или залили часть кода кофе, это не значит, что все ваши труды напрасны. Сканер налогового инспектора сможет все прочитать. Ну а чтобы печатать двухмерный код, подойдет любой принтер.

150 рублей за прирост мощности

– Чтобы повысить защищенность нашей системы, мы планируем установить порядок сертификации для производителей бухгалтерского программного обеспечения, которые будут предлагать свои технологии генерации штрихкода. Сертификация будет платной – это связанно с расходами на ее проведение. Однако цена будет небольшой – 100–150 рублей. После чего в штрихкод будет заложен код выданного нами сертификата, и этим мы будем гарантировать, что данный код соответствует требованиям главного налогового ведомства. Также мы будем вести реестр сертификатов – с ним станут сравнивать все штрихкоды, которые будут считываться в налоговой по нашим внутренним сетям, – продолжил Юрий Константинович.

– И как поступят инспекторы, если штрихкод не совпадет с реестром? Декларацию не примут? – поинтересовался я.

– Очень просто – если все подписи на месте, то декларацию отправят на ручной ввод.

По словам Юрия Волкова, применять двухмерный штрихкод можно уже сейчас, однако возникает вопрос: насколько сами инспекции готовы к «бумаго-магнитному» носителю? Ведь оснастить и настроить дорогостоящее оборудование во всех инспекциях хотя бы одного города – задача не из быстрых.

Прежде всего нужно закупить оборудование для сканирования. Сегодня цена одного сканера заводской сборки колеблется от 380 до 900 рублей, что меньше стоимости одного компьютера. Однако, учитывая, что в системе налоговых органов в настоящее время около 1600 территориальных инспекций, оснастить все сразу будет проблематично. Поэтому, как признают в ГНИВЦ, реальное применение технологии двухмерного штрихкода стоит ожидать со II квартала этого года, да и то только в крупных городах.

Сетевые технологии на службе налоговой

Столь таинственные специализированные каналы связи в большинстве регионов являются не более чем обычными телефонными сетями. Только вся информация передается по ним в зашифрованном виде и сначала попадает к специализированному оператору. Он в свою очередь является гарантом налогоплательщика, подтверждая сроки предоставления деклараций.

Сейчас ГНИВЦ запускает тестовый проект, цель которого – помочь бухгалтеру в нелегком процессе сверки с помощью сети интернет. При этом беспокоиться за утечку при процессе пересылки данных не стоит. Уникальная программа-кодировщик, сертифицированная бывшим ФАПСИ, а ныне ФСБ, зашифровывает данные электронных писем и добавляет к ним цифровую подпись. Сама подпись – это уникальная комбинация, которая добавляется в «подписываемый» файл.

Проблемы электронных счетов-фактур

Как показал эксперимент ГНИВЦ, планы правительства обязать всех составлять электронные счета-фактуры и отсылать их в налоговую пока очень сложно реализовать (а в правительстве ввести электронные счета-фактуры обещают со следующего года).

«Ежемесячно все предприниматели и фирмы составляют более 13 миллиардов счетов-фактур. Это огромный объем информации, с которым нам сталкиваться еще не приходилось. Тем более что пока у нас нет и законов, обязывающих налогоплательщика предоставлять нам эту информацию в электронном виде. А обработать такой объем бумажных документов налоговые инспекции просто не в состоянии, – комментирует данные статистики Юрий Волков. – Только когда будут приняты необходимые законы, можно будет говорить о том, какие средства нам для этого понадобятся. И такие расчеты у нас уже есть, но они нуждаются в апробации. А принцип будет тот же – мы сделали для налогоплательщика бесплатное программное обеспечение, позволяющее преобразовать счета-фактуры в электронный вид. Если же фирмы не захотят пользоваться нашим программным продуктом, то выход тоже найден. Мы разработали универсальный формат файла, в который можно конвертировать данные о счетах-фактурах из любой бухгалтерской программы».


Мнение от "Бизнес-Траст"

Представление налоговиков, о том как происходит сдача деклараций далеко от жизни. Несмотря на то, что штрафов от формальной сдачи декларации должно быть больше, чем от сдачи, совмещенной с камеральной проверкой, налоговики не могут переварить всю поступающую к ним информацию.

Подавляющее большинство - около 90 % (а не 50 как это видится в ГНИВЦ) приходят в родную ИМНС с бумажной формой декларации, отстаивают очередь ради того, чтобы дежурный инспектор шлепнул штампик на втором экземпляре налогоплательщика и расписался. При этом он может отказать это сделать, если у сдающего декларацию лица нет доверенности на выполнение этой сдачи! Попросить знакомого сдать декларацию с подписью и печатью, по мнению налоговиков, нельзя! (очередь уменьшится).

Затем декларации распределяются по отделам налоговой инспекции и ждут своей очереди на ввод в компьютер.

Часто предпринимателям и организациям требуется справка (непредусмсотренная в законодательстве, но любимая чиновниками) об отсутствии задолженности по налогам. Для этого соискатель справки направляет письмо через канцелярию налоговиков с этим требованием. Для ускорения ему советуют принять личное участие в этом процессе. Процесс представляет хождение по кабинетам, поиск инспекторов и документов, стояние над душой исполнителей, что бы те не отвлекались на распитие чая, и другие малоприятные встречи и разговоры. Такие энтузиасты обнаруживают, что задержка ввода деклараций в компьютер налоговй инспекции составляет от 6 до 9 месяцев. Если же данная налоговая сама готовится к проверке вышестоящей инспекцией, то все процессы в ней замирают на три-четыре месяца.

В форму деклараций с 2004 года были введены штрихкоды, обозначающую саму декларацию и каждый лист этой декларации. Это было сделано совершенно бесполезно, поскольку спустя год эти штрихкоды никто не сканирует и даже сам процесс их сканирования не имеет никакого смысла.

Минимальные данные, которые должен ввести налоговый чиновник в компьютер - это ИНН, КБК, ОКАТО и сумма налога к уплате или к возврату. Именно эти данные и следовало кодировать для автоматизации ввода деклараций.

По ИНН из базы компьютера легко извлечь все остальные параметры налогоплательщика: КПП, ОРГН, адрес, фамилию директора и другие. КБК обозначает налог. Для компьютера всё равно обозначается налог буквами или цифрами, в то время как человеку словесное обозначение естественно. Следовательно, КБК - потенциальный источник ошибок. ОКАТО - элемент статистического наблюдения. Его указание - просто наказание.

Из действий налоговиков создается впечатление, что все налогоплательщики постоянно наровят сдать побольше деклараций за себя и за других. По этой причине от сдающего требуют доверенность. После самой сдачи на многостраничной бестолковой декларации оказывается важным только лист, в котором содержаться перечисленные выше параметры. Все остальные листы - перепроверка данных и перестраховка от ошибок. В них часто содержится путаница и ошибки. На эти ошибки никто внимания не обращает, поскольку они исчезают между бумажной и электронной формой декларации.

Электронная цифровая подпись изобретена, естественно, не в России. Её регистрируют множество центров в мире. Там поддержание электронной подписи в актуальном состоянии стоит около 10 долларов США в год.
В Москве электронные подписи продает монополист "ТАКСКОМ". Продажа стоит около 3800 рублей и ежемесячная плата около 150 рублей. Чем обусловлена цена в несколько раз превышающая мировую? - в России этот вопрос риторический.

Естественно, что программы двумерных кодов и какое-нибудь их сопровождение, абонентская плата и прочее, обойдутся налогоплательщику в немалую сумму и всё это только потому, что это якобы ускорит ввод данных в компьютер. А нужно ли это ускорение налогоплательщику?

11.03.2005

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24