ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Наука быть предприимчивым

ПЕТР СУПОНЕВ
Ежедневная деловая газета «БИЗНЕС»,
№25 (290) от 14 февраля 2006 г.

Можно или нельзя научиться предпринимательству? Этот вопрос стал притчей во языцех в деловом сообществе. Многие эксперты считают, что умение делать бизнес сродни таланту, который есть только у 1-3% людей. Однако все сходятся на том, что при общественной, государственной поддержке предпринимательства и развитой системе бизнес-образования этот процент может стать существенно выше.

Психология иждивенцев

Любое цивилизованное общество заинтересовано в развитии предпринимательства.

Ведь предприниматели - это самая активная часть общества, его "мотор". Именно их усилиями создаются новые рабочие места, создаются новые рынки и претворяются в жизнь планы по удвоению ВВП. По мнению Бориса Полянина, директора консалтинговой компании "Бизнес-траст", способность к предпринимательству - это данный природой талант, энергия, раскрепощенное мышление, инициатива, воображение, способность взять на себя ответственность. Научить себя этим качествам с нуля невозможно. Однако, если создать условия, талант можно развить и у тех, у кого он в "пограничном" состоянии.

- Я согласен с инвестором и предпринимателем Робертом Кийосаки, автором серии книг о богатом папе, который настаивает на обучении предпринимательству с детства.

Одна из главных проблем на пути развития предпринимательства в России - это психология. Люди, выросшие в СССР, часто "иждивенцы" по психологии. Многие панически боятся контролирующих органов и оттого бездействуют.

- До смешного и одновременно грустного доходит,- продолжает Полянин.- Мне приходится общаться со многими людьми, желающими создать свое дело. Как только речь заходит о проверках контролирующих инстанций, люди сразу скисают. Синдром "1937-го года" какой-то. Это еще и потому, что в России не определена социальная роль предпринимателя, и до сих пор она ассоциируется с чем-то негативным. Многие люди считают, что "в случае чего" государство с легкостью может отнять у них созданный бизнес.

При этом потребность в предпринимателях в России огромная.

- Касту предпринимателей в стране надо "выращивать",- убежденно говорит Борис Полянин.- У нас она пока крайне узкая. Количество малых предприятий в стране остановилось на цифре около 900 тыс. и практически не растет. В США же, например, их число превышает 16 млн. Кроме того, вклад в экономику SMB-бизнеса пока еще мал. Для сравнения: в США, странах Евросоюза, Японии доля малого бизнеса в ВВП - больше 50%, в России - 12%. Разница, сами видите, колоссальная.

Найти "старшего" брата

Очевидно, что для запуска бизнес-проекта, помимо должных психологических качеств, необходим фундамент экономических знаний и навыков. Первое, что приходит в голову,- это получить системное экономическое образование. Возможностей для этого в России пруд пруди. Предложения экономических факультетов и школ MBA печатаются едва ли не в бесплатной прессе. Однако необходимо ли это? - Скажу вам честно: я скептически отношусь к экономическому образованию,- говорит директор консалтинговой компании "Fransh. Стратегия роста" Евгений Иванов.- Оно эффективно для линейных руководителей, топ-менеджеров. Для предпринимателя важнее всего лидерские компетенции, предпринимательская жилка, а этому в бизнес-школах не научат. Я сам закончил экономический факультет университета, но в реальной предпринимательской работе мне это не пригодилось. Кроме того, для предпринимателя наличие диплома не так важно, как для наемного сотрудника.

По мнению Иванова, эффективных способов научиться предпринимательству несколько. Первый - это собственный путь проб и ошибок. Набитые шишки зачастую учат большему, чем толстые учебники. Второй- это пойти поучиться в успешную структуру под руководством сильного менеджера.

- Довольно часто будущие предприниматели устраиваются работать в компанию, по образу и подобию которой они хотят построить собственный бизнес,- рассказывает Иванов.- Пусть это не вполне честно, "по-партизански", но очень эффективно. Вы сможете понять, как устроена оргструктура успешной компании, как работают бизнес-процессы, как идут денежные потоки, где и как проводятся рекламные кампании. Кроме того, общение с сильным лидером может многому научить.

Еще один способ "научиться бизнесу" - заручиться поддержкой "старшего" и умного брата. А именно: консультанта, который лучше ориентируется в ситуации.

- Любое, даже самое качественное экономическое образование имеет "срок годности",- говорит Борис Полянин.- Постоянно меняется налоговое, таможенное законодательство, выпускаются различные инструкции и поправки. Потеряться в этом море информации очень легко. И перевес будет у постоянно практикующего консультанта, работа которого продавать информацию.

Впрочем, консультант, по словам Полянина, не примет за предпринимателя решения.

- Его задача - помочь найти информацию, а конкретные бизнес-шаги - это прерогатива бизнесмена. Хотя встречаются и бизнес-союзы предпринимателей и консультантов. На одном из бизнес-форумов можно было прочитать любопытное предложение одного начинающего бизнесмена консультанту: "Я инвестирую деньги, вы работаете моим проводником и получаете процент от прибыли. Но если прогорим - убытки тоже делим вместе".

Школа франчайзинга

- Неплохой способ попробовать себя в качестве предпринимателя - франчайзинг,- считает Евгений Иванов.- Это позволит вам существенно минимизировать риски и получить квалифицированную поддержку компании-франчайзера. Неслучайно выживаемость бизнеса франчайзи в США - около 90%, тогда как из обычных компаний через пять лет выживает всего 5-10%.

По словам Иванова, плюсы подобного "обучения" налицо.

Предприниматель изначально будет выступать в роли управленца. Все предварительные организационные этапы, как то: технологии бизнеса, закупка и установка оборудования, обучение персонала, а также продвижение брэнда,- уже решены головной компанией.

- Например, вы хотите открыть небольшой фаст-фуд,- говорит Иванов.- Если вы купите франшизу, франчайзер обучит вас и ваших сотрудников специфике именно этого бизнеса. Подскажет, с какими поставщиками работать, как закупать и хранить продукты, как общаться с контролирующими инстанциями, как работать с персоналом.

Сегодня в Европе и США, по словам Иванова, франчайзинг - это самая популярная модель бизнеса. Франшизу можно купить решительно на всё - от юридической и консалтинговой компании до строительной фирмы и палатки по торговле хот-догами. Франчайзинг считается путевкой в бизнес практически для всех.

Держать дистанцию

Главный дефицит предпринимателя - время. Именно поэтому многие так и не "дозревают" до получения системного образования. Альтернативой очному может стать образование дистанционное. Как ни удивительно, среди доступных на рынке систем есть и совершенно бесплатные.

- На сегодняшний день в нашей системе учатся 23 800 человек,- говорит Ольга Колоскова, директор Центра дистанционного обучения Businesslearning.ru, созданного при поддержке правительства Москвы в рамках программы развития предпринимательства.

- Среди них есть и сотрудники коммерческих компаний, крупного и малого бизнеса, госорганов, есть и предприниматели, желающие повысить свою профессиональную компетенцию. В рамках проекта любой желающий может изучить 60 курсов, посвященных различным экономическим дисциплинам. Качество курсов подтверждено именем нашего партнера, разработавшего учебные программы,- Международного института менеджмента "Линк".

По словам Колосковой, интерес к проекту сегодня высокий: в 2005 году в системе зарегистрировались в два раза больше участников, нежели в 2004 году. Всего в системе зарегистрировано 23 800 человек.

- Скажу вам любопытную вещь, весьма обнадеживающую,- рассказывает Ольга Колоскова.- Статистика системы говорит, что у нас сильно вырос процент юных учеников- студентов и даже школьников. Они уже сейчас понимают важность системного образования. Кстати, согласно заполненным анкетам, многие из них задумываются о создании собственного бизнеса.

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24