ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Легко на подъем

ПЕТР СУПОНЕВ
Ежедневная деловая газета «БИЗНЕС»,
от 20 декабря 2005 г.

Чтобы открыть успешный бизнес, предпринимателю нужно всего лишь придумать хорошую идею, создать эффективную команду и найти стартовые деньги. Последний этап часто является самым трудным.

Банки начинающих предпринимателей не жалуют, а заработков и личных накоплений может не хватить. Впрочем, если поискать, деньги под бизнес найти все-таки можно.

Записная книжка

Первая мысль, которая многим приходит на ум,— пойти в банк. Однако опрошенные «Бизнесом» эксперты посоветовали сделать это в последнюю очередь.

— Банк — это структура, которая зарабатывает на перепродаже чужих денег,— рассуждает Борис Полянин, глава консалтинговой компании «Бизнес-траст».— Естественно, она пытается всеми способами защитить себя от возможных рисков. А startup — это всегда риск, причем очень серьезный.

Попробуйте позвонить в банк и спросить: нужны деньги для начала бизнеса. В 99% вам откажут с самого начала.

Способ, который порекомендовали все опрошенные эксперты,— найти частного инвестора.

— С моей точки зрения, самый простой и самый эффективный способ найти деньги— это воспользоваться записной книжкой,— утверждает Олег Манчулянцев, президент компании «Республика идей».— Стоит написать четкий бизнесплан, отксерить несколько десятков копий и пройтись по всем знакомым, которые могли бы помочь с инвестициями. Даже если сразу не найдете инвестора, то кто-нибудь может посоветовать нужного человека. Если сумма не больше $50 тыс., то это самый эффективный способ.

— Инвесторов, способных дать деньги на старт, в международном бизнес-сообществе часто называют FFF,— шутит Александр Савинов из Московской сети бизнес-ангелов.— Расшифровывается просто: family, friends, fools (семья, друзья и дураки). Однако я бы тоже дал совет предпринимателю начать искать контакты сначала среди своих знакомых и только потом обращаться в финансовые структуры. Ведь они предпочитают работать с состоявшимся бизнесом.

По словам Савинова, даже его компания, занимающаяся инвестированием в развивающиеся бизнесы, только один раз работала с проектом на старте. К ним пришел молодой предприниматель, разработчик навигационных электронных карт для ПК и КПК, которому было нужно около $200 тыс. для развития компании. Впрочем, у него уже была команда, разработанный программный продукт, и, главное, он смог убедить экспертов в перспективности проекта. Деньги он получил и за полтора года смог построить успешный бизнес.

Естественно, такой «неформальный» канал, как частный инвестор, предполагает риски. Иногда — весьма значительные.

— Загляните в интернет — увидите там миллион предложений об инвестициях,— говорит Борис Полянин.— Тут вам и «помощь в получении кредита в банках», и «вложим деньги в перспективный бизнес», и масса других. Риск понятен: неизвестным доброжелателем вполне может оказаться криминальная структура. Даже если вам просто помогут за 20–30% получить кредит в банке, то все равно это противозаконная сделка.

— Я бы дал совет: ищите только кредитного инвестора, но не долевого,— делится опытом Олег Манчулянцев.— Частные филантропы часто хотят большего процента, нежели в банках, вплоть до 100%. Однако лучше отдать больший процент, перезанять у кого-то, но остаться «с бизнесом». Если же инвестор получит контрольный пакет, то он в любой момент сможет выкинуть вас из созданного вами дела.

Долгая дорога в банк

Если с частниками не получилось, можно все-таки попробовать взять кредит в банке.

— Надо иметь в виду: под «голый» стартап деньги в банке практически никто не дает,— говорит Александр Савинов.— Все хотят обеспечения: активов, недвижимости, положительного баланса. Самый минимальный срок, после которого бизнесмен может обратиться в банк за деньгами на развитие,— шесть месяцев.

В большинстве банков, занимающихся потребительским кредитованием, максимальный размер выдаваемого кредита (если не считать автокредиты и ипотеку)— $5–20 тыс. Бывает и больше — в Citybank выдают 750 тыс. руб., а в Финансбанке — 1 млн руб. на срок до пяти лет. При этом кредитные эксперты готовы предоставить кредит человеку со стабильной работой, с устойчивым и значительным доходом, но ни в коем случае не начинающему бизнесмену.

Некоторые предприниматели иногда все же умудряются получить деньги в банке. Хитростью. Одна москвичка, отчаявшись найти деньги для своего проекта, взяла в банке потребительский кредит, который и послужил отправной точкой ее небольшого бизнеса. В банке ей пришлось сказать, что кредит будет потрачен на строительство подмосковной дачи.

Казенный интерес

Тем, кто не смог найти коммерческие инвестиции, можно попробовать получить госфинансирование. В Москве через сеть территориальных центров по развитию предпринимательства ведется отбор и финансирование проектов малого бизнеса. В бюджете Москвы на поддержку начинающих компаний заложено 1,5 млрд руб.

— Любой предприниматель может обратиться к нам с запросом об инвестировании,— говорит Софья Познякова, эксперт Центра развития предпринимательства ЦАО Москвы.— Сегодня он может рассчитывать на субвенцию до 250 тыс. руб. при условии, что его компания уже зарегистрирована и ведет хозяйственную деятельность не более двух лет. Еще недавно сумма была всего 120 тыс. руб., но при этом их не надо было возвращать.

В ближайшем будущем практика «халявных денег» прекратится. Впрочем, для наиболее интересных и ценных городу проектов, по словам Позняковой, может быть сделано исключение.

— В списке приоритетных направлений, которым субвенции предоставляются в первую очередь,— ЖКХ, внутренний (московский) туризм, производство сувениров с городской и государственной символикой, наукоемкие проекты,— говорит Познякова.— При этом для хай-тек-компаний субвенции могут быть в три раза выше — до 750 тыс. руб.

Статистика «госпомощи» венчуру такова: в 2005 году на помощь инноваторам в Москве выделено 50 млн руб. Некоторые эксперты настроены к таким деньгам весьма критично.

По их мнению, везде, где есть чиновники, раздающие деньги, процветают «откаты» и раздача кредитов своим людям.

— Лично я не знаю ни одного предпринимателя, который бы получил «бесплатные» деньги от государства,— говорит Борис Полянин.— Это не означает, что их нет совсем. Наверное, есть. Однако лично я связываться с государством все-таки не стал бы.

Экономить экономно

Иногда небольшие бизнескомбинации способны существенно снизить необходимую начальную сумму. Интересный пример о минимизации startup-бюджета рассказал 24-летний предприниматель Дмитрий Габин из Москвы.

— Весной прошлого года мне захотелось покататься на роликах. Заглянул в интернет и с удивлением обнаружил, что есть серьезная проблема с прокатом. Купить ролики — пожалуйста, взять в прокат — практически негде. И это в столице! Разумеется, немедленно родилась бизнес-идея. Через несколько дней — бизнес-план.

Расчеты показывали, что если все делать по уму, то нужно около $40 тыс. Подумав, Дмитрий решил сэкономить.

— Я обратился в представительство одной из ведущих компаний, производящих ролики, и заявил: собираюсь открыть крупнейший прокат роликов в Москве, предлагаю сделать это под вашим брэндом. Мол, не хочу китайский no name, хочу настоящую фирменную продукцию. Давайте сотрудничать.

Менеджеров предложение заинтересовало. Ведь, как ни крути, прокат — это отличная реклама. Договорились о 50процентной скидке на ролики, рассрочке платежа на несколько месяцев, а также о помощи с брэндингом магазина. В результате торговое оборудование досталось практически бесплатно.

Осталось договориться с площадкой под прокат. Дмитрий решил сэкономить и здесь. Обратился к руководству ВВЦ: «Хотите организовать досуговую зону, чтобы к вам со всей Москвы ехали покататься? Помогите с площадкой». Администрация пошла навстречу, причем аренда обошлась со значительной скидкой. В конце концов из исходных $40 тыс. осталось найти всего $10 тыс.— на строительство павильона. С ними помогли знакомые.

— Прокат оказался прибыльным бизнесом. Мы открылись в июле и успели к закрытию сезона отбить все вложения.

20.12.2005

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24