ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Где у сотрудника кнопка?
или
Почему не работает мотивация?

Варфоломеева Инна,
к.б.н, генеральный директор
центра системного консалтинга
"Формула управления»

"Необходимо поливать цветы, которые хочешь вырастить"

"Иногда шаг вперед есть результат пинка сзади"

"Это НЕ ПРО НАС, НАМ НЕ ДО ЭТОГО…", - скажут многие вслух, а про себя подумают: "Надо бы прочитать" - и правильно сделают. Каждые три года в организации наступает мотивационный, а у сотрудников – профессиональный ("Я уже всё знаю") вакуум. Это выражается немотивированным поведением персонала, резким ростом текучки, попытками пойти учиться или поменять профиль работы. И если в организации нет мотивационной поддерживающей системы, то каждые три года коллектив разваливается.

Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, давайте с самого начала разведем понятия "мотивация", "стимуляция" и "манипуляция", которые все вроде говорят об одном, но каждое о разном.

МОТИВАЦИЕЙ мы можем назвать внутреннее желание человека сдвинуться с места с целью что-то получить или чего-то избежать. Поэтому на практике применяется два вида мотивации - отрицательная и положительная. Отличительным признаком мотивации является наличие выгоды для обеих сторон такой сделки по принципу "выиграл - выиграл". С организационной точки зрения мотивация результат добровольного соглашения человека и компании об итогах труда (результате). Результат при этом должен быть обязательным и иметь измерители, иначе персонал в два счета сядет на шею и будет требовать "мы копали - плати". В структуре мотивации выделяются четыре обязательных элемента:

1) предоставление ресурсов (оборудованное рабочее место, заработная плата, соцпакет) - иначе говоря, сначала нужно "покормить";

2) понимание со стороны начальства - способность прямого руководителя понять проблемы отдельного работника и пойти ему навстречу, т.е. "приласкать", "погладить";

3) сообщение корпоративных ценностей - люди нуждаются в ценностных ориентирах, знании, "что хорошо, что плохо", для того, чтобы чувствовать себя хорошими при соответствии этим ценностям;

4) умение "спускать шкуры", т.е. использование карательной системы, выполняющей функцию "кулака под носом" или пинка сзади, т.к. если воспринимать мотивацию только слезливо, только как положительную, то персонал проест данные ему ресурсы в полгода.

Если вы хотите кого-то замотивировать, то должны использовать все четыре элемента. При этом сначала нужно "покормить" и "погладить", а только потом "взять за глотку".

СТИМУЛЯЦИЯ - является внешним воздействием на человека с целью получить от него желаемое поведение. Словом stimulus в Древнем Риме обозначали заточенную палку, которой погонщики кололи быков, причиняя им боль. Например, авторитарное управление, по сути, является стимулирующей системой, где главный стимул формулируется так: "Не будете работать - не получите денег и умрете с голоду. Не нравится предлагаемый набор благ - уходите". Стимул дает ожидаемый эффект, если он соответствует мотивации сотрудника. Если стимул не совпадает с мотивацией, то он имеет краткосрочное влияние или вообще не дает эффекта. Стимул должен подходить к мотивации как ключ к замку. И как нет таблетки от всех болезней, так нет и универсальных стимулов.

МАНИПУЛЯЦИЯ - навязывание одной стороной своих правил игры при соглашении другой стороны на не выгодные для себя условия, на принятие решения во вред своим интересам. Манипуляция всегда строится по принципу "мой выигрыш - твой проигрыш", манипулятор использует другого в своих интересах, как объект, а не как партнера, участника диалога. В манипуляциях важна сиюминутная выгода, а не долгосрочные отношения. К сожалению, российский менеджмент не может удержаться от безудержного манипулирования людьми, что является помехой в управлении.

Таким образом, мотивация отличается от стимуляции своим внутренним характером, а от манипуляции - взаимным выигрышем обеих сторон.

Например, в карте мотивов сотрудника мы обнаружили, что важное место занимает свобода принятия решений и самостоятельность. В этом случае стимулом будет являться предоставление ему гибкого графика работы и контроль только по результату. Манипуляцией же по отношению к этому сотруднику будет предоставление ему желаемых условий работы, а при расчете не заплатить или заплатить мало за уже сделанную на должном уровне работу, внешне демонстрируя при этом претензии к качеству.

Определившись с тем, что такое мотивация, далее для построения мотивационной системы компанию нужно вычистить от мифологии, связанной с этим понятием.

14.09.2006

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24