ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Односторонний Интернет госорганов

Призывы налоговых органов и внебюджетных фондов к обмену информацией через интернет остаются без внимания, так как сами госорганы не желают и не умеют применять современные средства коммуникации.

Декларации через интернет - нужно

Полгода применения нами системы передачи деклараций в ИФНС через систему "Контур-Экстерн" показали, что налоговики с одной стороны намерены внедрять эту форму обмена информацией, а с другой - не способны этим заниматься методически на современном уровне.

Индивидуальный предприниматель направляет в октябре уточненную декларацию по НДФЛ за прошлый год. По истечение месяца, он обращается в ИФНС по телефону с вопросом: "Почему его уточненная декларация не принимается ими - отсутствует сообщение о приеме?" Ответ примитивен: "А мы просто не смотрим на эти декларации, так как декларационная кампания давно закончилась."

Сам протокол обмена информацией излишне заформализован. Так, подготовленная и зашифрованная декларация отправляется спецоператору связи. Фактически, она заполняется на сайте спецоператора, тем не менее, спецоператор направляет квитанцию об отсылке декларации. Затем ИФНС по факту получения декларации направляет квитанцию о получении. После обработки декларации налогоплательщику направляется протокол приема декларации, на который он должен отправить подтверждение приема протокола.

По замыслу разработчиков такого регламента вся многоступенчатая процедура защищает от злоупотреблений с каждой из сторон.

В жизни так не происходит. Вместе с уточненной декларацией направляется комментарий о причине подачи уточненной декларации, и этот комментарий выпадает из обязательного реагирования налоговиками - практически игнорируется.

Сообщения, заявления и жалобы через Интернет - нельзя

Кроме подачи деклараций, налогоплательщик имеет возможность направить в ИФНС сообщения об открытии/закрытии счета, заявление о переходе (отказе) на упрощенку, жалобы на нерадивых налоговых инспекторов. При этом система сообщает, что "письмо отправлено" и пользователь может распечатать "Подтверждение спецоператора" об отправке письма.

Налоговики полагают, что на такие послания они могут не реагировать. Сколько раз мы просили в теле письма - "Сообщите о факте получения" - ни разу налоговики не ответили.

Управление ФНС по г. Москве в ответ на жалобу (отправленную по почте) сообщает, что регламентом утвержденным Приказом ФНС от 09.09.2005 №САЭ-3-01/444@, а также правилами ФНС от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@ заявления предоставляются в Инспекцию налогоплательщиком лично (через представителя) или по почте. По мнению УФНС, налогоплательщик обязан знать и руководствоваться приказами и правилами ФНС, а не законами!

Тем не менее, в электронном обмене заинтересованы и налогоплательщики. Только напор электронных документов способен заставить налоговиков использовать современные средства телекоммуникации.

Индивидуальный предприниматель открыл расчетный счет и на следующий день направил сообщение установленной формы в ИФНС через систему Контур-Экстерн. По-видимому, единственный сотрудник ИФНС только спустя десять дней заглянул в электронный почтовый ящик. Он распечатал полученное сообщение и отнес его в канцелярию, где на него поставили дату. Затем сообщение передали в отдел, который тупо сравнив даты обнаружил, что сообщение подано с нарушением срока, и автоматически вынес Решение о наложении штрафа 5000 руб. Тут же вместе Требованием об оплате штрафа Решение было направлено обычной почтой налогоплательщику.

Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд (госпошлина 100 руб) с исковым заявлением о признании Решения назаконым.

Суд в своем решении отменил решение налоговиков о наложении штрафа. На судебном заседании судья заметил, что применение электронных каналов связи (ч/з спецоператора в зашифрованном виде с электронной подписью) равносильно почтовому отправлению.

Налоговый Кодекс предписывает направлять сообщения и заявления в письменной форме. Не письменная форма только одна - устная, поэтому электронное послание (ч/з спецоператора в зашифрованном виде с электронной подписью) должно восприниматься налоговиками исключительно, как письменное и поданное в законном порядке.

Лицевой счет - отдельная песня

Одно из достоинств подключения к системе возможность посмотреть свой лицевой счет, т.е. то, как налоговики начисляют вам налоги и как учитывают ваши платежи, расчитывают пени. Такой возможностью не обладают даже многие налоговики! Для каждого из отделов установлены свои права доступа, поэтому чтобы просто увидеть свой лицевой счет надо ещё не мало побегать по кабинетам налоговой инспекции.

Индивидуальный предприниматель подключился к электронной сдаче отчетности. Среди прочего он имел намерение ознакомиться со своим лицевым счетом. Но, как выяснилось, такая возможность имеется только у организаций, причем дискриминация происходит именно со стороны налоговых органов.

Каково же было его возмущение и удивление, когда по истечение полугода работы в системе ему заказным письмом от налоговиков поступило предложение подключиться к этой системе, что, как указано в письме, даст ему возможность наблюдать свой лицевой счет!

Это письмо лишний раз показывает, что налоговики занимаются "показухой" и "компанейщиной" - "Разослать всем предпринимателям письма - пусть подключаются" - получает команду молодой налоговый инспектор (сейчас они все молодые) и со всем рвением исполняет, не зная кто подключен, а кто нет, что может система, а что нет.

Почему налоговое начальство против Интернет

Для этого существует множество причин:

1. Применение Интернет-технологий уменьшает число штатных единиц, число бумажных документов. Это может привести к понижению численности налоговых органов, квадратных метров, что создает предпосылки к понижению ранга начальника, т.е. грозит понижением или замораживание зарплаты.

2. Налоговое чиновники не доверяют своим сотрудникам (видимо судят по себе). По этой причине все налогоплательщики обязаны заверять, например, заявление о регистрации нотариально даже если лично сдают его налоговому инспектору и демонстрируют свой паспорт. По этой же причине налоговики не принимают налоги наличными - только через Сбербанк, что неудобно налогоплательщику. По этой же причине они не хотят подпускать к Интернет своих сотрудников, так как уверены, что они "зависнут в порносайтах" и забросят работу. То, что элементарно можно ограничить доступ к электронному обмену исключительно по производственной необходимости, начальники не знают и не понимают.

3. Электронный документооборот резко увеличит скорость обработки информации, её точность. Это так же потребует некоторых усилий от всех сотрудников, роста их квалификации. В этом тоже существует угроза занимаемому месту.

Кроме причин, существует ещё масса отговорок, типа вирусной опасности Интернет, необходимости обновления ПО, покупка нового оборудования и других способов выклянчивания денег из бюджета.

Пенсионный фонд подтягивается к Интернет

В сентябре 2006 года было принято решение о внедрении системы сдачи отчетности в ПФ РФ через спецоператоров связи. В феврале 2007 года система не заработала.

Пенсионщики значительно усложнили процесс подключения к сдаче отчетности. То, что налогоплательщик уже имеет право сдавать декларации налоговикам для пенсионщиков значения не имеет. Война между пенсионщиками и налоговиками негативно отражается на работодателях и налогоплательщиках.

Для сдачи отчетности налоговикам налогоплательщик вступает в отношения только со спецоператором связи. Пенсионщики считают это унизительным. По их мнению, главные в системе ОНИ! Поэтому следует каждой организации и предпринимателю заключить договор с отделением Пенсионного фонда на нескольких страницах о возможности сдачи отчетности через Интернет, Соглашение, Приказ на уполномоченное лицо. Если налоговую отчетность подписывает лицо - не руководитель, то следует получит электронную подпись на руководителя и издать приказ на исполнителя, что он может подписывать электронной подписью руководителя. Большего маразма трудно придумать.

ФСС идет своим путем в Интернет

"Можно работать в Интернет и без спецоператора связи" (без обязательного шифрования, без обмена квитанциями и электронными подписями) - считает фонд социального страхования. Они заключают соглашение на одном листе о возможности подачи сведений с заинтересованным работодателем и предоставляют ему логин и пароль. Казалось бы, современно и надежно.

При этом ФСС всё равно требует представить отчет в письменном виде и в установленный срок. При сдаче такого отчета сотрудник ФСС всё равно ручками перебивает его в компьютер. На наше замечание, что все данные уже введены и вам нужно только нажать вот эту кнопочку на экране компьютера, везде звучит один ответ "нам начальник ничего про это не говорил и поэтому мы не станем нажимать вот эту кнопочку на нашем экране". Понятно, что это сопротивление будет сломлено, но облегчения для сдающих что-то не видно. В результате возможно будет облегчение для сотрудников ФСС - им не придется перебивать отчет в компьютер, но всё остальное по-старому?

Так подключаться или нет?

Безусловно следует подключаться к электронным каналам сдачи отчетности. Рано или поздно "сборщики макулатуры" ПФР и ФСС поймут, что облегчение работы с обменом информации не сопоставимо с мешками и пачками бумаги. Налоговики всё еще ждут подзатыльника от Минфина или Госдумы в виде приказов и законов. Но другого пути нет. Чем больше будет пользователей систем электронной сдачи отчетности, тем быстрее уменьшиться макулатуропоток!

01.02.2007

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24