ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Малый бизнес и выпускники

Всегда полагаешь, что люди облеченные властью понимают, что делают. Только из реальных дел можно оценить уровень этого понимания.

Развитие системы образования в России остановилось

Общественное разделение труда предполагает, что среди множества функций государства одна из главных - образование. При социализме цель образования подрастающего поколения была "создание гармонично развитой личности". При всех недостатках социализма как общественного строя реализация такой цели давала молодому человеку возможность получить такой багаж знаний, навыков и умений, который позволял ему в будущем переходить из одной профессии в другую, что нередко происходило в жизни. Сам переход был обусловлен тем, что одни профессии становились невостребованными, другие - новые - высокооплачиваемыми. Так или иначе, полученное образование помогало человеку адаптироваться к социальным изменениям. Единственным работодателем было государство, поэтому экономические знания населению были не нужны.

Отказ от социализма и неявный переход к капитализму изменил подход к образованию. Обучение чему-либо стало категорией экономической и вопрос эффективности, т.е. соотношение затрат на обучение к полученному продукту - стал одним из главных. С другой стороны, система образования самоизолировалась, стала воспроизводить свои пороки. Так молодой человек, закончив школу, где его учили по усредненной программе поступал в педагогический вуз (с уровнем престижа на последнем месте), в котором снова осваивал "усредненную программу". Если масса знаний и необходимых навыков и умений со временем возрастала, то средний уровень "усредненой программы" либо оставался на месте, либо понижался. Однако, работодателей стало множество. Более того, ни школьнику, ни выпускнику Вуза не запрещено самому становится работодателем минуя стадию работника, что почти для всех кажется нереальным.

В итоге, молодые люди даже хорошо окончившие школу не готовы к самостоятельной жизни. Единственный путь дальнейшего развития (социальной адаптации) - это обучение в Вузе, который страдает теми же болезнями развития, что и общеобразовательная школа. Поэтому обучение в университете только отодвигает момент встречи молодого человека с реальной действительностью, а его готовность к этой встрече со временем исчезает. Часть молодых людей ищут работу в период обучения, что дает им некоторые преимущества на рынке труда, но не более.

И настал кризис, который, как всем известно, периодически происходит при любой социальной системе. Государство снимает с себя среди прочих обязанности надежного работодателя.

В итоге, путь развития молодого человека: школа -> университет -> биржа труда. Теряется смысл тратить время и усилия на учебу.

Чему учить, кому учить

Мыльная опера "Кадровый резерв", которую все наблюдают в выпусках новостей, вызывает грусть, а не надежду.

Из всего этого следует очевидный вывод, что если "племя живет охотой, молодежь надо учить охоте", если "племя живет земледелием и скотоводством, то - сельскому хозяйству", если в России строится капитализм, то учить следует капитализму.

Вот тут и возникает вопрос "Кому учить?". Вопрос не простой, так как множество стереотипов и заблуждений создают ложную безвыходную ситуацию.

Капитализм ставит во главу угла экономическую эффективность, т.е. получение максимального эффекта с минимальными затратами. Это требует прежде всего интеллектуальных усилий, так как любая деятельность осуществляется в конкурентной среде. Это с одной стороны приводит к саморегулированию системы, а с другой возлагает на государство функцию контроля за рынком с целью предотвращения образования неестественных монополий.

Таким образом, для создания малого бизнеса необходим предприниматель, который возьмет на себя риски и обязанности интеллектуального сопровождения, плодотворная идея, финансирование. Причем финансирование - на последнем месте.

Основным мотивом начинающего предпринимателя является повышение или создание достойного уровня жизни для себя и членов своей семьи - частный интерес.

Как ни странно, но эта цель при упорном и грамотном ведении бизнеса достигается сравнительно быстро - в срок не более пяти лет. Затем мотив деятельности меняется, так как основные потребности (в еде, одежде, жилье и транспорте) удовлетворены. Как тигр не убивает больше, чем может съесть, так и предприниматель не станет упорно работать ради денег, которые у него уже есть.

Но дальнейшее развитие личности не останавливается. Человек ищет и находит себе следующую мечту (цель жизни). Конечно, часть предпринимателей останавливаются в своем развитии и снова превращаются в работников "у самого себя". Другая часть ищет цель в политике, религии, спорте, благотворительности, в детях, и т.д. Вот на этом этапе предприниматели становятся заинтересованными в стабильном поступательном развитии общества: культуре, политике, образовании, медицины, судебной и правоохранительной системе, и т.д.

Поэтому, как в средние века, обучение капитализму в нашей нынешней ситуации возможно по принципу "мастер-класса", т.е. изучении опыта, мировоззрения, менталитета, удачных состоявшихся предпринимателей. Таких людей следует делать примером для подражания в той местности, где они ведут бизнес. Их опыт следует изучать (при их согласии и желании).

Выпускников - в малые предприятия

Условия задачи: выпускники, ВУЗ и государство. Дополнительные условия: рынок труда, экономика страны. Задача: как трудоустроить выпускника, если он не нужен экономике и на рынке труда.

Как ни странно, решений множество.

- государство законом обязывает все предприятия принимать на работу выпускников, а за нарушение - штраф. Так трудоустроить выпускников можно, но вероятность что выпускник будет работать по специальности и развиваться как личность близка к нулю.

- государство законом обязывает все вузы принимать студентов, на которых есть заявки от промышленности и бизнеса, наконец, от государства. Но это влечет к развалу высшего образования, так как уровень промышленности, её конкурентность на мировом рынке крайне низкие. Заявок будет не много и вузы станут закрываться.

- повысить требования к вузам по качеству образования, что должно в будущем повысить спрос в стране на выпускников. Но любой ВУЗ и так старается дать всё что только может. Повышение требований приведут только к закрытию части вузов, что также не улучшит ситуацию, так как молодые люди вместо обучения в Вузе выдут на рынок труда, где они никому не нужны без образования.

- государство законом позволяет при вузах создавать малые предприятия, в которые будут трудоустраиваться выпускники. Именно такой закон принимает Госдума и подписывает президент. Кажется, что вот пример движения навстречу бизнесу, то это только на первый взгляд.

Закон состоит всего из 4-х статей. Первая и вторая аналогичны по содержанию. Отличия в том, что первая охватывает - "Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения", а вторая - "Высшие учебные заведения" с государственным участием. В указанных статьях предполагается, что перечисленные учреждения обладают правами на интеллектуальную собственность и именно эти права вносятся в качестве вклада в уставный капитал. При этом ожидается, что найдутся частные или корпоративные инвесторы, которые внесут вклад деньгами или также - правами на интеллектуальную собственность. Жестко устанавливается целевое использование прибыли, полученной в качестве дивидендов от созданных предприятий - только на охрану интеллектуальной собственности вузов и научных учреждений.

В третьей и четвертой статье корректируются нормы законов, чтобы указанные предприятия могли называться малыми.

Весь смысл указанного закона, что теперь вузам и научным учреждениям МОЖНО создавать малые предприятия. Из этого следует, что ранее было НЕЛЬЗЯ.

Однако малый бизнес не может существовать без предпринимателя и финансирования. Возможно, что под "плодотворной идеей" в законе подразумевается "интеллектуальная собственность", которой обладает ВУЗ или иное научное учреждение.

Конечно, руководителем малого предприятия можно назначить кого-то из Вуза и даже без зарплаты. Также можно разместить бесплатно это предприятие на территории учредителя, но гарантировать сбыт продукции данного предприятия никто не может. Цена "интеллектуальной собственности" в рыночной экономике определяется не по затратам на её производство, а по её рыночной стоимости. Если рыночная стоимость высока, то зачем вузу её передавать в уставный капитал? Почему не продавать самостоятельно - это не запрещено. К тому же на полученную прибыль не будет ограничений по использованию. Если же продавать через посредника - малое предприятие с назначенным директором, то не будет ли это "прокладкой", которая большую часть прибыли уведет из Вуза в карманы вузовских чиновников?

Аналогичная проблема с финансированием. Очевидно, что государство не станет финансировать эти предприятия. В Законе об этом ничего нет. Не станет финансировать их и ВУЗ, так как у Вузов по большому счету кроме "интеллектуальной собственности" и полугосударственных помещений ничего нет. Рассчитывать, что это будут делать частные или корпоративные инвесторы не стоит, так как это элементарно не выгодно.

Возвращаясь к решению вышепоставленной задачи существует одно продуктивное решение: выпускников вузов среди прочего следует учить малому бизнесу (читай капитализму). Даже если часть из них усвоит эти уроки (станут предпринимателями), то они самостоятельно создадут малый бизнес, создадут себе рабочие места, станут покупателями "интеллектуальной собственности" вузов, если не смогут создать что-то своё.

Из принятого закона автор данной заметки делает вывод, что составители закона, Госдума, Совет Федерации и Президент страны рассчитывают, что проблема решится сама собой стоит только разрешить. В чем-то они правы, поскольку даже сейчас количество запретов в бизнесе чрезмерно. Но в целом все эти структуры не понимают малого бизнеса. А это печально.

09.08.2009

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24