ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Верховный Суд на стороне преступников

Если чиновнику дать право делать то, что не запрещено, то он неизбежено превращается в преступника.

В рамках контроля за соблюдением налогоплательщиками требований Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ налоговики имеют право осуществлять контрольные закупки. Такой вывод, противоречащий позиции ВАС РФ, содержится в постановлении Верховного суда РФ от 24.07.09 № 46-АД09-1.

Дело обстояло так. Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Самарской области проводила рейд по проверке соблюдения требований закона № 54-ФЗ. В ходе рейда инспекторы заехали на платную парковку, принадлежащую ООО «Геликон». При оплате услуг парковки сторож автостоянки кассового чека не выдал. На этом основании налоговики оштрафовали должностное лицо компании по статье 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

Пследовала череда судебных разбирательств. Поводом послужило мнение компании о том, что налоговики вообще не вправе проводить контрольные закупки. Мол, этот вид проверочных мероприятий в силу Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе. Однако решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области решение инспекции было оставлено без изменения. Отказал в удовлетворении жалобы организации и Самарский областной суд.

В конце концов, дело дошло до Верховного суда. Суд указал, что из положений закона № 144-ФЗ (а именно, из статей 1, 2, 6 и 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений. Налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действовали в пределах полномочий, определенных законом о ККТ. Данный закон не содержит запрета на осуществление контрольной закупки.

В итоге Верховный суд оставил в силе постановление налоговой инспекции о привлечении компании к административной ответственности в силе, а жалобу компании – без удовлетворения. Напомним, что Высший арбитражный суд уже дважды высказывал прямо противоположное мнение. Суть позиции ВАС РФ заключается в следующем. Проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. Налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе. А использовать доказательства, полученные с нарушением закона, нельзя.


На рисунке приведена простая иллюстрация множества возможных действий человека (пространство решений, поступков). Для наглядности выбраны два параметра: законность и мораль. В жизни параметров значительно больше, например: справедливость, свобода, выгода, и т.д., однако изобразить многомерное пространство не представляется возможным.

Красным цветом обозначена область недопустимая для выбранных параметров ("запрещено"). Из рисунка видно, что это всегда самая большое пространство решений.

Желтым цветом обозначена область неопределенности, которая возникает из-за нечеткого законодательства, размытых моральных правил. Одной из задач власти является устранение этой неопределенности, что приводит к стабильности и порядку в обществе.

Синий цвет обозначает - "не запрещено". Это пространство включает в себя и зеленую область - "разрешено" и заленоватые пятна - "предписано".

Именно по причине того, что действия власти должны быть предсказуемы для чиновников допустимо только одно пространство "предписано".


Во всех цивилизованных странах отлично понимают, что чиновник и/или лицо облеченное властью должно действовать не только как "не запрещено", а исключительно - как предписано законом. Это делает власть предсказуемой, правовую систему работающей и поэтому - справедливой. По этой причине общественность этих стран постоянно озабочена совершенствованием законодательства, приведением норм закона в соотвествтии с изменениями в жизни.

Совсем другое дело - гражданин или предприниматель. Ему действительно дозволено действовать, так как не запрещено законом на свой страх и риск. Более того, у него имеется право на самозащиту, которое никем не оспаривается и реализуется в действительности.

Таким образом соблюдается баланс общественных интересов - "власть" в обмен на "свободу".

Верховный Суд очевидно ангажирован заинтересованными лицами и намеренно путает властные полномочия и право свободно действовать в рассматриваемом вопросе. Эти вещи элементарно несовместимы, особенно в условиях отсутствия реального права на самозащиту у населения и коррумпированности власти в России.

К тому же имеет место коллизия, когда Высший Арбитражный Суд имеет свое (правильное) мнение, которое противоречит мнению (лукавому) Верховного Суда. Для разрешения такого рода коллизий существует Конституционный Суд, который по своей инициативе дела не рассматривает. Остается ожидать, что кто-то из предпринимателей наберется смелости и обратится в КС или законодатель изменит закон. Неопределенность в таком вопросе питает коррупцию, с которой, как вещают СМИ, ведут непремиримую борьбу Президент и Правительство России.

22.09.2009

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24