ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Государство против экономики

Экономические условия существования экономики давно за гранью возможного. Удивительно, как мы ещё существуем.

Государство, налоги, законы, понятия

Государственный аппарат в России уже давно превратился в раковую опухоль, которая не позволяет развиваться чему-либо в России, кроме самого государства и приближенных к нему структур.

Любой экономический субъект - организация, корпорация, индивидуальный предприниматель, гражданин - осуществляет экономическую деятельность с целью поддержания и повышения своего уровня потребления. В результате из выручки любого бизнеса после налогообложения остается Cash - денежные средства свободного назначения, которые расходуются населением на потребления, накопления, инвестиции.

Российская экономика устроена таким образом, чтобы Cash не образовывался или его величина была под контролем государства. В идеале, нашим правителям хотелось бы, чтобы не было отвлечения денежных средств на оплату труда и на прибыль, тогда не было бы добавленной стоимости и, следовательно, не было бы Cash. В том числе этой цели служит налог на добавленную стоимость, усиленный контроль за наличной денежной массой со стороны банков.

Другим парадоксальным выводом, является бесприбыльность бизнеса - как государственная норма. Этой цели служит система налогообложения, которая на прибыль налагает налоговое бремя больше, чем на фонд оплаты труда для собственников бизнеса, не получающих зарплату на своем предприятии.

Рассмотрим приведенную схему подробней.

1. Налоговая нагрузка на ФОТ

В приведенной таблице приведен расчет налоговой нагрузки при направлении денег на выплату зарплаты по общей системе налогообложения, по которой работает весь государственный сектор и большинство крупных предприятий.

 
Наименование  Стр.  Ставка налога Сумма (руб) Доля в выручке
Выручка от продажи
010   17116,78  100%
   
   
Налог на добавленную стоимость
011 18% 2611,03   
   
   
Прибыль
020   0.00   
   
   
Расходы
030   14505,75   
 
   
   
Начисления во внебюджетные фонды
040 26% 2988,51   
 
   
   
   
   
Страховая часть страховых взносов в ПФР
060 14% 1609,20   
 
   
   
   
   
Накопительная часть страховых взносов в ПФР
061 6% 689,66   
 
   
   
   
   
Единый социальный налог в ФФОМС
070 1,1% 229,89   
 
   
   
   
   
Единый социальный налог в ТФОМС
080 2,0% 126,44   
 
   
   
   
   
Единый социальный налог в ФСС
090 2,9% 333,33   
 
   
   
Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев (0,2-8,0 % от суммы зарплаты)
100 0,2% 22,99   
 
   
   
Cумма зарплаты
110   11494,25  67,15%
   
   
   
Налог на доходы физических лиц
120 13% 1494,25   
   
   
   
Сумма зарплаты без налогов
130   10000  58,42%
 Налоговая нагрузка работодателя 32,85%  от выручки
 Налоговая нагрузка работника 13,00%  от зарплаты
 Общая налоговая нагрузка 41,58%  от выручки

Из таблицы видно, что для выплаты зарплаты в 10 тыс. руб уже сейчас работодатель уплатит налогов в общей сумме 32,85% и сам работник 13%. С 2011 года предполагается повысить ставки по взносам во внебюджетные фонды, что, очевидно, увеличит налоговое бремя на зарплату для работодателя. Конечно, это не имеет существенного значения, если работодателем является государство, но для частных компаний это далеко не безразлично.

2. Расходы

Практически единственным эффективным методом уменьшения налогового бремени является фиктивные расходы. Этот метод нелегальный, основан на использовании фирм однодневок, "обналичке" и "черносливе". Государство делает вид, что борется с ним, но дела в этой борьбе обстоят также как и с коррупцией и с контрабандой. Спрос на такой метод получения Cash существует, причем в большей степени это касается государственных структур, которые кроме экономической выгоды конечным чиновникам, позволяют осуществлять контроль за нелегальным оборотом.

Eщё пять лет назад в Москве цена обналички составляла 1-2%. Эти операции почти открыто рекламировались банками, при которых "потоковым" методом существовали фирмы-однодневки. В последствии, якобы, началась борьба с "проблемными" банками и цена выросла до 15-20%. Реально просто произошел передел в банковском бизнесе.

Этот полукриминальный бизнес оторвался от банковской системы, и стал существовать отдельно. Сейчас цена за совершение фиктивных расходов колеблется от 4% до 10% и зависит от вида расходов.

Данная констатация не является призывом к применению этого метода, но указывает на чрезмерность для экономики налогового бремени по легальным путям получения Cash. Кроме того, существует множество схем минимизации налогов законным способом, которые известны и легальны, например, применение специальных налоговых режимов. (об этом ниже), хотя нередко и более трудоемки.

3. Налоговая нагрузка на дивиденды

В приведенной таблице приведен расчет налоговой нагрузки при направлении денег на выплату дивидендов.

 

Наименование  Стр.  Ставка налога Сумма (руб) Доля в выручке
Выручка от продаж за год, направленная на выплату дивидендов
010   100000   100%
   
   
Налог на добавленную стоимость
011 18% 15254,24   
   
   
Прибыль
020   84745,76   
   
   
   
   
Налог на прибыль
022 20% 16949,15   
   
   
   
   
   
   
В федеральный бюджет
023 2% 1694,92   
   
   
   
   
   
   
В бюджет субъекта федерации
024 18% 15254,24   
   
   
   
   
Дивиденды
026   67796,61   
   
   
 
   
   
Налог на доходы физических лиц
027 9% 6101,69   
   
   
 
   
   
Сумма дивидендов без налогов
028   61694,92  61,69%
 Налоговая нагрузка на дивиденды 38,31%  от выручки

Из таблицы видно, что для выплаты дивидендов собственник бизнеса должен заплатить 38,31% от суммы выручки, направленной в конечном итоге на дивиденды.

Казалось бы, что общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда выше и по этой причине выгоднее направлять денежные средства на дивиденды, то это только если сам собственник бизнеса получает зарплату в своем предприятии. Если же он не участвует трудом по тем или иным причинам, то выплата дивидендов для него единственный источник дохода от своего бизнеса. Таким образом, всякого рода акционеры или учредители бизнеса, получают свои дивиденды с максимальным налоговым бременем. Это не выгодно не только миноритарным акционерам, но самому бизнесу в целом.

Разница в налоговом бремени в 3,27% не достаточна, чтобы решиться показывать прибыль в нашей стране, так как прибыльные предприятия привлекают внимание не только "контролирующих органов", но и полукриминальных структур.

На крупных предприятиях существует ещё одна лазейка для получения Cash ограниченным кругом лиц - советом директоров предприятия. Им дано право получать вознаграждение от участия в совете, при этом на него не начисляются взносы во внебюджетные фонды, но включаются в расходы по прибыли.

Удавка НДС

Действующее законодательство разрубило экономику на две части - плательщики НДС и неплательщики НДС. Произошло это в 90-е годы прошлого века и с различными изменениями существует до настоящего времени.

Неплательщики НДС - субъекты, применяющие специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН, патент), освобождены от исчисления и уплаты НДС, при условии, что они не выставляют своим корпоративным покупателям счетов-фактур с указанием суммы НДС.

Этот раздел делает не выгодным крупным предприятиям - плательщикам НДС привлекать в качестве поставщиков и подрядчиков малый бизнес - неплательщиков НДС. В этой несправедливости государственные структуры (неплательщики НДС) также отказывают в сотрудничестве малому бизнесу - неплательщикам НДС, без экономического оправдания, а просто по указанию сверху.

В мировой практике основными бюджетонаполняющими налогами являются либо НДС, либо налог с продаж. В России до 2003 года действовали оба эти налога. Затем решили отказаться от простого и понятного налога с продаж, и оставили самый сложный - НДС. В качестве аргумента звучала как всегда забота о широких массах населения - мол, налог с продаж в основном уплачивает малый бизнес, в то время как плательщиками НДС являются в основном крупные предприятия. То, что одним не выгодно существовать без других во внимание не принималось.

В Налоговом Кодексе РФ предусмотрена возможность, когда фирма на УСН может выставить счет-фактуру с указанием НДС. При этом она должна подать декларацию и уплатить НДС указанный в счете-фактуре без права зачета входного НДС. На первый взгляд кажется ситуация вполне справедливой, за исключением случаев импорта.

При импорте фирма на УСН обязана уплатить НДС на таможне, затем она по тем или иным причинам выставляет счет-фактуру с НДС и снова уплачивает НДС теперь уже повторно в части цены покупки товара. На этом несправедливость не заканчивается.

Фирма покупатель пытается возместить входной НДС. Если по декларации у неё будет НДС "к уплате", то вопрос может и не возникнуть, но если "к возмещению из бюджета", тогда начинается третье взыскание НДС. Налоговый орган обязан провести камеральную налоговую проверку такой декларации (НДС к возмещению). При этом у него устная команда сверху об отказе в возмещении любым способом.

Налоговый орган затевает встречную проверку, т.е. направляет запрос в ИФНС фирмы поставщика на УСН. Естественно, что ИФНС поставщика сообщает о том, что фирма поставщик на УСН и "неплательщик НДС", что влечет однозначный отказ в возмещении НДС фирме-покупателю. То, что фирма на УСН подала декларацию по НДС и уплатила его в бюджет - имеет значение только для разбирательства в Арбитражном суде, но не для налоговых органов.

Сам себе работодатель

Ну не любит наше государство предпринимателей. Ещё несколько лет назад при социализме их всех считали "буржуями", в то время как государство заботилось и заботится исключительно о "наименее защищенных слоях населения". И это население и сейчас по советской привычке ожидает проявления этой заботы, подобострастно вновь и вновь выбирает себе одних и тех же правителей. Населению кажется, что государство умней каждого отдельного человека, поэтому оно может лучше о нем о каждом позаботится. Но просто как-то не получается пока.

Индивидуальный предприниматель - молодая женщина родила ребенка. Казалось бы государство получило нового предпринимателя и может проявить заботу о рождении ребенка в форме выплат пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком (как всем). Вместо этого молодой маме отказывают в выплате. Она письменно обращается в ФСС с требованием оплаты, но жадные чиновники ей письменно отказывают.

В своем отказе они констатируют, что предприниматель был законным образом зарегистрирован, был плательщиком ЕНВД, состоял на учете в ФСС как работодатель, но трудового договора сама с собой предприниматель не заключила, за полгода до рождения ребенка добровольно себя в ФСС не застраховала и поэтому право на помощь государства не имеет.

Она обращается к мировому судье, то тот отсылает её в Арбитражный суд, приравнивая спор о "детских" деньгах к экономическому спору между организациями.

Из этого напрашивается очевидный вывод - "Нечего предпринимателям размножаться!"

Сколько стоит государство

Из приведенных выше примеров видно, что наше государство получает около 40% от выручки направленной на зарплату и дивиденды - от всей добавленной стоимости России (за исключением экспорта, так как экспорт облагается по нулевой ставке НДС).

Один из депутатов государственной думы по телевизору признал, что в 2008 году государство получило таможенных сборов больше, чем всех налоговых поступлений за год. Таким образом, Cash составляет максимум 60% от всей добавленной стоимости страны, в то время как дефицитный бюджет минимум 80%. Как такое может быть?

А если ещё включить "печатный станок", который задает "нужную инфляцию", то стоимость Cash уменьшается ещё больше, а доходы государства учеличиваются.

Всем, кроме "простых" россиян, очевидно, что присутствие государства в экономике чрезмерно и экономически неэффективно. Это признает и премьер-министр и Президент России. Но "шея крутит головой" и весь бюрократический коррупционный государственный механизм не может сам измениться.

"Вертикаль власти" порождает низкую компетенцию чиновников на местах. Те в свою очередь действуют не по закону, а по устному указанию свыше. И чем "выше", тем "указание" удобней и милее чиновникам, так как больше свобода толкования. Поэтому, любые изменения выходят населению и бизнесу боком. Вот из-за этого население и не желает перемен - выбирает только тех, на кого показывает власть - "лишь бы не было хуже". А хуже некуда.

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24