ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Индивидуальный предприниматель сам себе платит, сам себя страхует

Правительство и Госдума перестали делать видимость поддержки малого бизнеса и решили поэтапно все социальные гарантии переложить на сам малый бизнес

Поскольку основная забота власти - это "удержание власти", а форма удержания обусловленна мировой системой - демократией, то социальная защита - самый важный приоритет нынешних правителей России. Очевидно, что деньги на социальное обеспечение так или иначе собираются с населения в форме налогов и сборов. Кроме, собственно, изьятия самих денег из экономики приходится создавать структуры по сбору денег, их учету и расходованию, т.е. налоговые органы и внебюджетные фонды, содержание которых также требует финансирования.

Единый социальный налог был введен вместо сборов во внебюджетные фонды в 2001 году дополнением гл. 24 в НК РФ. Обоснованием этой "новации" была экономия именно на администрировании налога. "Так как налоговики уже собирают и контролируют налоги и сборы, то функция такого контроля в отношении сборов во внебюджетные фонды будет стоить бюджету меньше, чем дублировать все структуры во внебюджетных фондах" - рассуждали законодатели.

В жизни получилось иначе

Во-первых налоговики оказались не в состоянии выполнять взятые на себя функции по администрированию налогов и регистрации субъектов бизнеса. Это выразилось в том, что обмен информацией между реальными получателями денег - внебюджетным фондами - наладить на должном уровне не удалось. Отчасти это обусловлено самими внебюджетными фондами, которые не могут принять порядок налоговиков, а налоговики не хотят его изменять под каждый фонд. С регистрацией - и того хуже, но это тема отдельного разговора.

Во-вторых, у налоговиков был понижен статус - МНС преобразовано в ФНС, что повлекло исход в крупных городах квалифицированных кадров. Молодое поколение элементарно не владеет компьютером на должном уровне, не говоря уже о понимании и применении налогового законодательства.

В-третьих, экономический кризис снизил поступлениме налогов, что повлекло увеличение "злобности" и "глупости" налоговых органов. Негативный имидж этих структур никак не сочетается с социальной защитой населения.

В итоге, спустя 9 лет применения ЕСН отменяют, путем исключения из Налогового Кодекса гл. 24.

Что меняется?

Как любой закон, отмена ЕСН имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Положительным можно считать упрощение регрессии - исчисление взносов во внебюджетные фонды производится с суммы годового дохода каждого работника до достижения годового дохода 415000 рублей. Из этого следует очевидный вывод: если в малом бизнесе задействовано несколько человек, то перекос зарплаты в сторону одного выгодно всем. С другой стороны, такой пороговый регрес позволяет правителям выплачивать социальные пособия также с ограничением. Очевидно, что сама возможность такого граничения отличный повод чиновникам "жадничать" в свою пользу.

Остальные последствия отмены ЕСН отрицательные.

1. Первый год после отмены ЕСН ставки сборов (взносов) не изменяются. Это логично, так как передача администрирования от налоговиков пенсионщикам уже мучительная задача для налогоплательщиков.

Например, все СМИ ратуют за электронную сдачу отчетности. Это действительно экономически выгодно и технологически удобно. Чтобы начать сдавать декларации в электронной форме налоговикам достаточно факта получения декларации налоговиками через спецоператора связи. Единственное, что они могут проверить дополнительно - это их любимые доверенности.

Совсем другое отношение к этому процессу у внебюджетных фондов. Так ПФР примет декларацию только при наличии договора с страхователем, причем ЭЦП (электронная цифровая подпись) должна быть только первого лица. Зачем эти дополнительные условия - не понятно. Пенсионщики обуславливают эти требования защитой персональных данных. Однако такие же данные передаются налоговикам без договора с ИФНС и с ЭЦП доверенного лица.

2. После отладки процесса отчетности начинается увеличение ставок налогов. Это не имеет никаких оправданий. Очевидно, что перекладывая социальную защиту на плечи малого бизнеса, а за одно и финансирование всего неповоротливого бюрократического аппарата администрирования, правительство ухудшает положение малого бизнеса. Естественной реакцией малого бизнеса следует уменьшение количества рабочих мест и перемещение в тень. Наибольшее увеличение ждет микробизнеес, т.е. индивидуальных предпринимателей.

2010 году общего изменения ставок не будет, они останутся на прежнем уровне:

Категория работодателя   ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС Всего
1. Ставки страховых взносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
2. Ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20%
3. Ставки страховых взносов для: 
- организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
- для общественных организаций инвалидов, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений
14% 0% 0% 0% 14%
4. Ставки страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог 10,3% 0% 0% 0% 10,3%

 По страховым пенсионным взносам в ПФР изменится распределение ставок по страховой и накопительной части:

Категория работодателяп Для лиц 1966 год рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе 
Страховая часть Накопительная часть Страховая часть Накопительная часть
1. Для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) применяются следующие тарифы страховых взносов: 20% 0% 14% 6%
2. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей 15,8% 0% 9,8% 6%
3. Для 
- организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
- для общественных организаций инвалидов, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений
14% 0% 8% 6%
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог 10,3% 0% 4,3% 6%

Уплата страховых взносов

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму страховых взносов, подлежащую перечислению во внебюджетные фонды, определяют в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Ежемесячные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Предприниматели, уплачивающие страховые взносы за себя должны перечислить их не позднее 31 декабря текущего календарного года. На эти взносы необхоимость округления сумм, следующих к перечислению не распространяется.

Отчетность по страховым взносам в ПФР и ФСС

Что касается ФСС, то тут нет особых изменений.

До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчет в территориальный орган Фонда социального страхования.

Помимо этого до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом надо представить отчеты в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

При отчете за 2009 год все останется без изменений - плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В 2010 году плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты по страховым пенсионным взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью.

С 2011 года барьер для сдачи электронной отчетности снижен до 50 человек.

Необлагаемые доходы по страховым взносам

Из необлагаемых доходов по страховым пенсионным взносам исключены:

- компенсация за неиспользуемый отпуск

- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов

Помимо этого важно помнить что с 2010 года облагаются все выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг) вне зависимости от того пойдут ли они на уменьшение налога на прибыль или нет.

Отчетность по персонифицированному учету

В 2010 году отчетность по персоницицированному учету сдается два раза в год. В соответсвии со статьей 37 п.12 федерального закона 213-ФЗ в 2010 году отчетными периодами признаются полугодие и календарный год. Отчет по персоницированному учету надо будет предоставить соответственно до 1 августа 2010 и до 1 первого февраля 2011.

С 1 января 2011 года отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

"Фиксированные платежи" индивидуальных предпринимателей и нотариусов

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (по новым КБК).

Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

В настоящее время МРОТ = 4330 рублей.

"Фиксированные" платежи за ИП во внебюджетные фонды
Назначение Ставка Сумма
 Взнос в ПФР 20% 10392,00
 Взнос в ФФОМС 1,1% 571,56
 Взнос в TФОМС 2,0% 1039,2
ИТОГО за год:  23,1% 12002,76

В зависимости от возраста индивидуального предпринимателя по разному уплачивается фиксированный взнос в ПФР. Так, ИП старше 1967 года рождения страховой взнос в ПФР начисляется полностью в страховую часть (все 20%), в то время как для более молодых ИП он расщепляется на страховую (14%) и накопительную (6%).

На лицо дескриминация по возрастному признаку или признание провала Пенсионной реформы. Теряется сам смысл "страхования", так как одни ИП становятся более (или менее) застрахованым чем другие. Если это не так, то смысла в расщеплении взноса нет, а если так - то это не соответствует Конституции РФ.

23.11.2009

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24