ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Всеобщая ПБОЮЛизация?

Отмена с 2010 года единого социального налога (ЕСН) дала неожиданный побочный эффект - она оказалась выгодной для индивидуальных предпринимателей (ИП) применяющих общепринятую систему налогообложения.

Об идее всеобщей ПБОЮЛизации мы уже писали в 2002 году

При всей бестолковости существующей налоговой системы законодатели до 2010 года пытались соблюдать равенство налоговой нагрузки от момента оплаты денег покупателями до момента получения Cash (наличных после уплаты налогов). Хотя бы в рамках одной системы налогообложения.

Общепринятая система осталась таковой только на бумаге. Предпринимателей, применяющих такую систему, осталось по приблизительным оценкам менее 10 процентов. Аналогичная картина и с организациями. Фирмы однодневки на общей системе создаются исключительно для обслуживания интересов крупного и среднего бизнеса, вынужденного либо дробиться на осколки - малые предприятия, либо использовать технологические фирмы - ООО "Чернослив". Такие изменения были предсказаны нами в заметке "Капимунизм" ещё в конце 2002 года.

В 2005 году из оборота была выведена абревиатура "ПБОЮЛ" и введена "ИП". (Термин "ИПизация" много хуже "ПБОЮЛизация"). Многие уверены, что это разные термины.

Из п. 1 ст. 23 ГК РФ видно, что это одно и то же:

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Как с одной стороны уменьшить число фирм однодневок, а с другой - увеличить число предпринимателей? Для существующей власти ответ очевиден - дать налоговые послабления ИП.

Бремя общей системы

Как показано в недавней заметке "Государство против экономики", налоговая нагрузка на зарплату (чистыми) и дивиденды (чистыми) почти ровна. При этом существует ещё одна организационно-правовая форма (ОПФ) ведения деятельности через индивидуального предпринимателя на общепринятой системе налогообложения, который также является плательщиком НДС, но кроме НДС ранее уплачивал НДФЛ 13% и ЕСН 10% от доходов, уменьшенных на величину расходов в широком понимании гл. НК РФ "О налоге на прибыль". Таким образом, альтернативы при работе с НДС почти не было, так как небольшой выигрыш по налогам при работе через ИП (34,75%) по сравнению с зарплатой ч/з организацию (41,58%) или ч/з дивиденды (38,31%) компенсировался повышенной ответственностью ИП по ГК РФ - ИП отвечает всем своим имуществом. То, что такая ответственность наступает крайне редко - населением во внимание не принимается.

 

Наименование  Стр.  Ставка налога Сумма (руб) Доля в выручке
Выручка от продаж за год направленная в доход ИП
010   100000   100%
   
   
Налог на добавленную стоимость
011 18% 15254,24   
   
   
Доход
020   84745,76   
   
   
   
   
Налог на доходы физических лиц
022 13% 11016,95   
   
   
   
   
Взносы в ПФР и ФОМС (от стоимости страхового года)
022 фикс. 12003,00   
   
   
   
   
Cash
028   61725,81  61,73%
   
   
Расходы (почти как у организаций по налогу на прибыль)
028   0,00   
 Налоговая нагрузка на Cash 38,27%  от выручки

 

Отмена ЕСН резко снизила налоговую нагрузку на ИП. Если при облагаемом годовом доходе от бизнеса в 100 тыс. руб. общая нагрузка ИП составляет теперь 38,27% (что выше чем с ЕСН в 2009 году), при облагаемом годовом доходе в 141,7 тыс. руб - налоговая нагрузка равна прошлогодней, то с ростом суммы годового дохода из-за фиксированной суммы взносов в ПФР налоговая нагрузка резко снижается до 26,28% при облагаемом годовом доходе в 100 млн. руб. Это почти 2/3 от налоговой нагрузки организаций на общей системе налогообложения. При этом никаких ограничений по выручке не существует! Нет бухучета!

 

Таким образом, ведение деятельности от имени индивидуального предпринимателя на общей системе налогообложения имеет смысл и для крупного бизнеса.

Альтернатива УСН-15

Ведение бизнеса от имени ИП на общей системе налогообложения с освобождением от НДС является альтернативой ведению бизнеса от имени ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расхода (УСН 15).

Согласно ст. 145 НК РФ на освобождение от НДС имеют право организации и индивидуальные предприниматели, если их выручка за квартал не превысила два миллиона рублей. Для таких предпринимателей совобождение от НДС оставляет обязанности только плательщика НДФЛ и фиксированных взносов во внебюджетные фонды, т.е. аналогично УСН 15%. Преимуществом является ставка налога в 13%, отсутствие авансовых платежей за квартал и отсутствие минимального налога. Недостаток - предельная выручка за год 8 млн. рублей.

Отсутствие минимального налога существенное преимущество при малой рентабельности бизнеса, например оптовой торговле. Так, если при выручке в 5 млн. рублей за год налогооблагаемая база (доход, уменьшенный на расход) составляет 80 тыс. руб. (что частенько происходит в начале деятельности), то на УСН 15 такому предпринимателю грозит минимальный налог в сумме 50 тыс. руб, в то время как на ОСН без НДС только 10,4 тыс. руб.

Бремя социального иждивенчества

Вторым "толчком в спину" на рубеже 2010 года является рост взносов во внебюджетные фонды. Даже фиксированные взносы выросли с 7`275 руб. в 2009 году до 12`003 руб. в 2010, т.е. на 65%. Это указывает, что вскоре для малого бизнеса иметь работников станет роскошью. Другое дело - индивидуальные предприниматели.

В 2002 году мы писали: "Если бы экономический интерес был главным хотя бы для четверти населения нашей страны, то в 2003 году трудоспособное население России поголовно зарегистрировалось бы предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица". В жизни этого не произошло с одной стороны из-за того, что экономический интерес не главный, а с другой - не пускает в ИП "вертикаль власти". Население избегает любых отношений с чиновниками, которые в силу своей многочисленности и бестолковости, проявляют признаки агрессивно-наступательного поведения.

Хотя решение задачки лежит на поверхности: работник регистрируется в качестве ИП на УСН 6% и сам вместо 13% НДФЛ уплачивает только 6% единого налога (декларация на 3 листика подается раз в год ч/з Интернет). С работодателя снимается хомут выплат во внебюджетные фонды. Взносы в ПФР от стоимости страхового года как правило окажутся внутри 6% налога по УСН, так как этот налог уменьшается на них. Сверх 6% будут уплачиваться только взносы в ФОМС, но это мизерная сумма.

Да, работник теряет при этом социальные гарантии - отпуск, социальный пакет. Сложнее будет получить оплату больничного листа от ФСС. Но эти потери выгоднее, чем финансирование разбухших фондов ПФР, ФОМС и ФСС.

Население, конечно, не ринется в индивидуальные предприниматели. Их в большинстве устраивает, что "работники приравниваются к детям", за которых все налоги уплачивает работодатель, да и социальные гарантии - "халява", от которой многие просто не в состоянии отказаться. СМИ и система образования именно так их и воспитывают, именно такие люди и нужны нашим доморощенным политикам.

Защита патента

С 2006 года в НК РФ возвращены патенты для определенных видов деятельности. Очевидная цель нововведения - вывести из тени тех самозанятых граждан, которых государство не может контролировать. Законодатели желают взять хотя бы мизерную плату за "спокойный сон".

Однако, даже в отношении этих предпринимателей, которые не подают деклараций, практически не ведут учета, но являются два раза в год к налоговикам для подачи заявления на патент и получения этого патента, терпят лишения и моральный ущерб.

Так как у патентованных предпринимателей бизнес не велик, то иметь расчетный счет - для многих непозволительная роскошь. Оплата стоимости патента через Сбербанк зачастую именно у них не доходит до получателя. Нагловатые и хамоватые налоговики вымогают якобы неуплаченные суммы намекая, что, мол, и так предприниматели почти ничего не платят государству.

Отдельная проблема - уменьшение стоимости патента на взносы в ПФР. В п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ сказано:

10. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законопослушный предприниматель прочитает эту статью и естественно пожелает уменьшить 2/3 стоимости патента на уплаченные взносы в ПФР. С ростом апетита ПФР эти взносы уже больше, чем 1/2 стоимости патента и здесь проявляется жадность, коварство и наглость чиновников. Они устно отказывают предпринимателю в этом, ссылаясь не на Закон, а на письмо Минфина.

В Указанном письме констатируется якобы наличие коллизии: с одной стороны взносы в ПФР уменьшают 2/3 стоимости патента, с другой по п. 3 ст. 346.21 НК РФ "При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов". Понятно, что налоговики не хотят уменьшать что-либо более, чем на половину.

В юридической практике существуют правила для разрешения таких коллизий:

1. Специальная норма имеет приоритет перед общей. Так как ст. 346.25.1 полностью описывает все условия применения патента, то она самодостаточна.

2. При равенстве по силе законодательных норм приоритет имеет норма принятая последней по времени. И это правило указывает, что взносы в ПФР могут уменьшать 2/3 стоимости патента без ограничения.

Очевидно, что письмо Минфина незаконно. Дальнейшие действия предпринимателя - это обращение в Арбитражный суд.

В отличие от чиновников предпринимателю недостаточно факта нарушения его прав. Он оценивает затраты на защиту своих прав с потерями от отказа от защиты. Так как подавляющее большинство патентованных предпринимателей испытывают серьезные трудности при общении с чиновниками всех уровней, то для обращения в суд потребуется привлечь представителя за плату. Услуги по представлению в суде стоят дороже, чем выигрыш - 1/6 стоимости патента (2/3-1/2), и это делает обращение в суд элементарно не выгодным.

Предприниматель вправе потребовать у суда компенсации судебных издержек, в том числе на оплату представителя, но суд при этом обладает правами "оценщика". Его оценка стоимости таких услуг в разы меньше, чем рыночная стоимость. Кроме того, даже при присуждении такой компенсации чиновники просто отказываются её платить. Судебные приставы отсылают к налоговикам, те отсылают в казначейство, а те замучают мелкими придирками к документам, вплоть до неточностей в Решении Суда.

В итоге, патентованному предпринимателю ничего не остается как утереться и платить налоговикам больше, чем это положено по закону. На это и рассчитывают Минфин и ФНС при нарушении их прав. И это в отношении нано-бизнеса!

Чиновники тупо преследуют свои цели. То, что при этом предприниматель жалеет, что с ними связался, их не касается. В итоге, вместо роста числа предпринимателей получается "пшик".

Самоорганизация

Социализм выработал у населения отвращение к любым проявлениям общественной жизни. Это выгодно власти - "разделяй и властвуй". Доморощенные предприниматели избегают любых встреч с чиновниками, осознав на собственном опыте, что все они заканчиваются моральным ущербом. При этом они избегают любой формы самоорганизации.

Однако, только союзы и ассоциации предпринимателей (строго без участия чиновников) смогут реально защищать их права. Мизерные членские взносы в состоянии компенсировать заинтересованным предпринимателям (нотариусам, адвокатам) издержки с судебной защитой (например, здесь). Использование современных технологий позволяет минимизировать издержки организационной структуры: собрания можно проводить в форме интернет конференций. Отчеты, бюджеты, планы - все доступно для участников союза (ассоциации) в Интернете.

Ниже размешена форма для голосования с целью определения готовности наших читателей к созданию союза предпринимателей. Предложения с названием, планами, бюджетами, услугами можно направлять по почте.

30.03.2010

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24