ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Ляктронная Россия

Так как налоговые органы не справились с учетом взносов во внебюджетные фонды, эту функцию с 2010 года передали в Пенсионный Фонд РФ. Ситуация повторяется, так как эта задача не под силу и Пенсионному Фонду. Не остались в стороне от электронизации органы статистики, налоговики и Минфин.

Пенсионщики и компьютеры - несовместимы

Вызывает недоумение, когда на вопрос о возможности сдачи отчетов в Пенсионный фонд сотрудники ИТ-отдела в приватной беседе рекомендуют воздержаться от этого и не заключать Соглашения с Пенсионным Фондом, так как сырое программное обеспечение не позволяет надежно выполнить эту операцию. Напомним, что сейчас все работодатели обязаны сдавать два раза в год персонифицированные сведения в ПФ РФ на электронных носителях - дискетах или флешках, что гарантирует получение пенсионным фондом горы макулатуры и повсеместную занятость сотрудников ПФ РФ, а также многочисленные очереди из желающих сдать очередной отчет.

По закону, индивидуальный предприниматель за 2010 год обязан представить вместо формы АДВ-11 форму РСВ-2. Ранее при приеме АДВ-11 предпринимателю программа автоматически начисляла трудовой стаж. Теперь программа, принимающая форму РСВ-2, этого не делает. Какое решение принимает чиновник Пенсионного фонда - обязать всех предпринимателей сдавать к этой форме ещё три бумажки в двух экземлярах: СЗВ-6-1, АДВ-6-2 и АДВ-6-3.

Со слов индивидуального предпринимателя на патенте:

Решил отчитаться пораньше. Как и в прошлом году сделал АДВ-11, собрал квиточки на оплату взносов и пошел в Пенсионный фонд. Отсидел огромную очередь. Сотрудница ПФР посмотрела на мои бумажки и сказала, что теперь вместо АДВ-11 нужно подавать форму РСВ-2.

Нашел в Интернете форму РСВ-2 в экселе, заполнил и распечатал. Пошел в ПФР во второй раз. Отсидел огромную очередь. Сотрудница ПФР сказала, что сначала следует пройти сверку в другом кабинете. Очередь на сверку была поменьше, но успел сверится только в конце рабочего дня. В очереди узнал, что РСВ-2 недостаточно. Нужно ещё три полупустых формы СЗВ-6-1, АДВ-6-2 и АДВ-6-3.

Нашел в Интернете эти формы, заполнил, распечатал. Пошел в ПФР в третий раз. Отсидел огромную очередь. Сотрудница ПФР сказала, что без дискеты с электронными формами отчет не примет.

Купил дискету. Записал на неё все четыре Excel файла. Пошел в ПФР в четвертый раз. Отсидел огромную очередь. Сотрудница ПФР сказала, что файлы нужны в формате XML. На вопрос где их взять указала на фирму "Партнер", которая, очевидно, в нарушение всех правил, сидит в помещении ПФР и за деньги предлагает подготовить отчет.

Я думал, что квалификации инженера и программиста мне будет достаточно, для отчета в ПФР, но оказался не прав. Как будут сдавать этот отчет предприниматели без моей квалификации и без помощи коммерческой фирмы "Партнер" - осталось загадкой.

Нашел в Интернете, что можно отправлять отчет в ПФР через Интернет, но для этого нужно получить на себя ЭЦП и подключиться к спецоператору, что в итоге стоит от 3000 до 5000 руб в год. Что-то многовато, для одного отчета в ПФР.

Отдельное спасибо чиновникам, которые придумали такой "замечательный отчет" с фиксированными платежами и такую "удобную" процедуру его сдачи!

В такой ситуации как-то неудобно говорить, что все уже давно используют электронную почту для передачи сканов документов. Если же и эта форма не вызывает доверия, то существует возможность передачи по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) с ЭЦП (электронно-ифровой подписью) через спецоператора, например, Контур-Экстерн. Вся проблема в том, что сотрудник, обученный работе с ТКС, должен иметь синий штампик "Получено по ТКС с ЭЦП 20.01.2011 в 15:36", в котором он ставит дату и время с экрана монитора и свою подпись. Далее распечатанный документ может обрабатываться, как документ, полученный на бумаге. Конечно, такой сотрудник должен иметь доверие руководства, или же сидеть в зарешеченной комнате только с компьютером, принтером и штампиком, а распечатанные документы через отверстие в стене передавать в канцелярию, которая на них будет штампиком проставлять дату поступления.

В одном отделении ПФР в Москве изобретательные программисты пришли к выводу, что обучить сотрудников Пенсионного фонда работе на компьютере невозможно - проще дать возможность страхователям выполнить эту работу за них. Для реализации этой затеи он поставили в отдельную комнату компьютеры, поставили в них программу приема, предоставили дисковод для ДИСКЕТЫ и USB - для флешки. Теперь страхователю нет нужды обращаться к пенсионщикам. Он самостоятельно запускает программу приема, считывает отчет с ДИСКЕТЫ или флешки, получает сообщение об ошибке или Протокол приема, печатает его на бумаге и очередь осталась только к пенсионщику, который ставит на нем отметку о приеме! Оказалось, что квалификация страхователей в своей массе выше квалификации пенсионщиков и этот удачный эксперимент хотят распространить на все отделения ПФР в Москве.

Налоговики продолжают терять функции из-за Интернет

В апреле 2009 года из-за увеличения числа спецоператоров связи, через которых осуществляется сдача отчетов в ИФНС по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) был издан приказ, который, по сути, обязывал ИФНС осуществлять прием через одну универсальную программу приема отчетов. Ранее каждый спецоператор устанавливал свое программное обеспечение в каждой ИФНС и самостоятельно обслуживал его.

Предполагалось, что переход осуществится в течение 2-3 месяцев. В реальной жизни он произошел только 22 ноября 2010 года, т.е. спустя полтора года!

Другой причиной перехода была попытка учесть доверенность на представителя, который обычно и сдает отчеты по ТКС за организации и индивидуальных предпринимателей. Налоговикам показалось несправедливой ситуация, когда для сдачи бумажной декларации от сдающего можно потребовать доверенность, а при сдаче по ТКС этого сделать нельзя.

Попытка формализовать этот процесс, как это обычно бывает у налоговиков, закончилась смехотворной и бесполезной процедурой подачи вместе с каждым отчетом сообщения о доверенности, которую они желали получить предварительно, в идеале, в бумажной форме. Смехотворное сообщение имеет множество реквизитов, которые могут отсутствовать по ГК РФ в реальной доверенности, в том числе список полномочий. В Гражданском Кодексе такого списка нет - полномочия могут быть любые. Из-за различного понимания доверенности сообщение лишь примерно подтверждает факт наличия полномочий.

Само желание требовать доверенности, вероятно, обусловлено случаями отказа налогоплательщика от представленной декларации или представления заведомо неверной декларации (например, обиженным бухгалтером). Процедура, перенесенная в ТКС, не устраняет этих проблем. "Обиженный бухгалтер" также может злоупотребить ранее полученной доверенностью, поскольку факт отзыва доверенности осуществляется доверителем, обладающим техническими навыками совершения такой операции, что маловероятно.

В итоге, после представления декларации в ИФНС нередко в ответ налогоплательщик получает уведомление, о необходимости представить уточнения по доверенному лицу, в то время как всё уже введено в систему отправки и проверено системой отправки (Контур-Экстерн). Возникает коллизия. Когда налогоплательщик дозванивается до налоговиков, то ему предлагаю махнуть рукой на такое уведомление, предлагают прийти в ИФНС и получить синюю печать на своем бумажном экземпляре декларации, предлагают простить налоговиков за их неспособность грамотно использовать технические средства.

Одна компьютерная программа и миллионы бумаг

Вся эта неразбериха у налоговиков и пенсионщиков создает устойчивое ощущение бестолковости всего происходящего. Среди всей этой глупости можно выделить несколько, наиболее раздражающих.

Сведения о среднесписочной численности должны представлять все организации и индивидуальные предприниматели независимо от наличия работников. За непредставление - штраф. Эти "сведения" состоят из одной цифры. Подавляющее большинство сведений содержат ноль, так как ИП работают, как правило, без работников, а фирмы-однодневки также не заморачиваются заключением Трудовых договоров.

Эти сведения, также попадают в ИФНС, ПФР и ФСС при сдаче годовых отчетов. Вместо того, чтобы извлечь автоматически эту одну цифру наши доблестные чиновники организуют миллионы бесполезных сдач, которые требуют времени, денег и усилий.

Больше всего вызывает раздражение требование представления в органы статистики "Сведений о деятельности ИП за 2010 год" или "Сведений о деятельности малого предприятия". Письма с этими формами получили почти все предприниматели. что обошлось бюджету в кругленькую сумму. Это самые бестолковые формы отчета, так как за указание неверных сведений ответственности нет, но и отказаться от подачи нельзя, так как за отказ грозит штраф. Вся информация, которую желают получить статистики, подается в ИФНС, но наши ведомства не могут, не умеют и не хотят обмениваться информацией между собой. Для такого обмена нужно несколько технических специалистов, в то время как для сбора миллионов бумаг, ввода их в базы данных, требуется огромное число сотрудников, компьютеров и кабинетов, но главное (!) начальников, которые и изобретают себе работу на пустом месте.

Не отстает и Минфин. Его изощренное вредительство - незаметное манипулирование КБК (кодами бюджетной классификации). Из-за изменения бюджетного назначения налогов, т.е. того чего налогоплательщика на прямую не касается, Минфин изменил КБК. Это приведет к затратам времени налогоплательщиков на розыск уплаченных налогов, беготни и переписки с налоговиками.

№ пп Наименование налога Отменяются Добавляются
За периоды истекшие
до 2011 года
За периоды
с 2011 года
1 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 1821050101001*000110 1821050101201*000110 1821050101101*000110
2 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 1821050102001*000110 1821050102201*000110 1821050102101*000110
3 Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогооблож 1821050104002*000110 1821050104202*000110 1821050104102*000110
4 Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации остается остается 1821050105001*000110
5 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1821050200002*000110 1821050201002*000110 1821050202002*000110
6 Единый сельскохозяйственный налог 1821050300001*000110 1821050301001*000110 1821050302001*000110

* - имеет значение 1 - дня налога, 2 - для пени, 3 - для штрафа.

Местные особенности электронной почты

Сотрудники ИФНС №10 по г. Москве звонят предпринимателю и настойчиво требуют предоставить платежки на уплату налога. После некоторых препирательств предприниматель направляет сканы платежек через неформализованный документооборот системы Контур-Экстерн с ЭЦП. В течение часа документы в компьютере налоговой.

Спустя неделю, предприниматель звонит в ИФНС и выясняется, что такие письма сотрудники ИФНС №10 по гор. Москве "выгружают" два раза в месяц: первого и пятнадцатого числа!

Электронная форма - письменная или устная?

Однажды предприниматель направил через неформализованный документооборот системы Контур-Экстерн Сообщение об открытии расчетного счета в банке. Каково же было его удивление, когда спустя месяц он получает от ИФНС Решение о наложении штрафа в 5000 рублей за нарушение срока подачи данного сообщения.

Тогда предприниматель обратился в Арбитражный суд. В суде налоговики обосновывали свою позицию тем, что по закону Сообщение должно быть представлено в письменной форме.

- "В какой форме налоговый орган получил сообщение?" - спрашивает судья представителя ИФНС.

- "В электронной форме через телекоммуникационные каналы связи" - поясняет представитель.

- "Известны две формы: письменная и устная. " - продолжает судья - "В какой форме налоговый орган получил сообщение?".

- "В электронной..." - настаивает юрист ИФНС.

Естественно, что судья счел электронную форму письменной и принял сторону предпринимателя.

Всё через Интернет, а жалобу в УФНС - на бумаге

В отношении предпринимателя налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку по НДС. По результатам ОДНОЙ налоговой проверки налоговый орган принимает ТРИ решения и все против предпринимателя под надуманными предлогами.

Предприниматель сдает декларации через уполномоченного представителя с ЭЦП через Интернет (через Контур-Экстерн). Таким же образом он представляет копии документов на КНП. В соответствии с НК РФ Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через ИФНС, вынесшую оспариваемые решения. Жалобы налогоплательщик также направляет через Интернет - через неформализованный документооборот. ИФНС их получает, распечатывает и передает в УФНС.

Спустя месяц, УФНС направляет предпринимателю обычной почтой письмо, в котором отказывает в рассмотрении жалобы по существу, "так как не может идентифицировать электронно-цифровую подпись лица, подписавшего жалобу".

Предприниматель обращается в Арбитражный суд. Одновременно, уполномоченный представитель снова направляет жалобы в УФНС почтой, с приложением ксерокопии нотариальной доверенности, которую заверяет собственной подписью, т.е. ровно таким же способом, которым направляет Жалобу в Арбитражный суд. УФНС, в отличие от Арбитражного суда, снова отказывает в рассмотрении жалобы, так как, по мнению УФНС, "копия нотариальной доверенности должна быть нотариально заверена". Кстати, УФНС не имеет собственной ЭЦП и по этой причине направить что-либо через Интернет в адрес УФНС нет возможности. Стоит также заметить, что с 2011 года все Арбитражные суды России принимают иски и жалобы через Интернет в форме сканов бумажных документов.

Одновременно, предприниматель через сайт Минфина направляет жалобу на незаконный отказ Управлением ФНС в рассмотрении апелляционной жалобы. Минфин принимает жалобу налогоплательщика, направленную ему через его сайт, и перенаправляет её в ФНС.

Заместитель руководителя ФНС даже присылает ответ, в котором указывает, что налогоплательщик вправе направлять декларации, заявления, письма, копии документов - через Интернет, а жалобу в вышестоящий орган можно направлять исключительно на бумаге. Когда ФНС столь явным образом нарушает установки Президента России о смещении документооборота в Интернет, нарушает НК РФ, выделяет себя из получателей информации через Интернет (ИФНС, Минфин, Арбитражный суд), то возникают серьезные сомнения в наличии способности принять законное решение по апелляционной жалобе налогоплательщика.

Арбитражный суд г. Москвы в своем Решении от 03.03.2011 года указал, что Управление ФНС по г. Москве незаконно отказало предпринимателю в рассмотрении апелляционной жалобы.


Президент России предпринимает усилия в движении страны к современным способам обмена информацией. Однако, отдельные органы, такие как ПФР, органы статистики, УФНС - считают возможным "раскачиваться", ожидают новых законов конкретно для себя. Это указывает, что назрела необходимость заменить руководителей этих органов молодыми, грамотными, современными специалистами.

В противном случае, вместо "электронной России" мы будем иметь "ляктронную".

12.02.2011 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24