ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Деньги - причина социальной несправедливости

Деньги, категория несимметричная, что является причиной социальной несправедливости. Восприятие денег у предпринимателей и остального населения имеет существенные отличия.

Денежный оборот или оборот товаров?

Все люди знакомы с деньгами и знают, что деньги появляются и исчезают. Однако, причины их появления и исчезновения совершенно различны и многим непонятны. Это подтверждают вопросы молодых людей, например, "Можно ли получать деньги ничего не делая?" или "Как заработать миллион?" В этих вопросах проявляется привычка получать деньги от родителей "просто так", а также желание не расставаться с этой привычкой. Кроме этого, им кажется, что существуют простые решения, до которых "взрослые " не додумались, а им, молодым, это удастся. 

К сожалению, за историю человеческой цивилизации все "простые" решения уже испробованы и неоднократно, поэтому молодым людям придется адаптироваться к тем условиям, которые сложились в стране и в мире и, если удасться за время их жизни, то слегка модернизировать их в будущем.  

Подавляющее большинство людей в любой стране получают деньги в виде зарплаты и у них создается стойкая связь между получением денег и понятием "дохода", так как зарплата - это их единственный доход. Эта связь настолько устойчивая, что даже начинающие предприниматели часто задают вопрос: "Облагаться налогом будут все деньги, поступающие на счет в банке и/или в кассу?" или "Если я положу свои деньги на расчетный счет - это тоже будет облагаться налогом?"

Всем также известны, что деньги переходят от одного человека к другому и всегда для этого имеется существенная причина. Такой переход денег совместно с причиной называют одним словом - сделка. Конечно, бывают передачи без причины - денежные подарки, выдача денег родителями своим детям, реже - выдача денег детьми своим родителям, передача денег в рамках благотворительности. Эти оплаты скорее невилируют социальную несправедливость, чем порождают неравенство. Поэтому их в рамках данной заметке не обсуждаем. 

Однако, при оплате денег за что-то (товары, работы, услуги) плательщика интересует именно предмет оплаты и насколько он соответствует сумме денег, которую за него просит владелец этого предмета - продавец. Так возникает рыночная цена. В противном случае, обмена товара (работы и услуги) на деньги не произошло бы. Менять товар на товар в принципе возможно, но при огромном количестве товаров вероятность встречи желающего отдать свой конкретный товар с человеком, желающим получить именно этот товар в обмен на свой товар близка к нулю. Преимуществом товарного обмена является равноправность и равнозначность участников обмена. Например, обмен "услуга за услугу" или "работа за работу" предполагает, что оба участника полезны друг другу, оба способны оказать друг другу услуги или выполнить работы. 

При участии  сделке денег, появляется "состоятельный покупатель", который имеет только деньги, но не в состоянии быть как-либо полезным другим участникам товарно-денежных отношений. С развитием цивилизации таких покупатлей становится больше, а "полезных" людей - меньше. Это печально. Отчасти это компенсируется тем, что польза от "полезных" больше, чем в предшествующие исторические эпохи. 

Из этого возникает понятие "сделки": возмездная передача права собственности на товары (работы, услуги), а деньги получают свойство "универсального обменного товара", который не потребляется собственником денег, а может использоваться исключительно для приобретения товаров (работ и услуг). Универсальность денег создает смешение понятий возможного и реального. В этих понятиях сделка - это обмен реального на возможное. Кроме этого, появляется постоянный третий участник любой сделки - это государство, которое получает часть дохода от сделки в виде налогов, но защищает права участников сделки. .

Из вышесказанного следует, что деньги при их получении обычно воспринимаются как "доход", а уменьшение денег - как "расход". 

Возможность и реальность

Накопление денег у одного лица увеличивает его возможность приобретения большого количества товаров, или товаров лучшего качества, или более дорогих товаров. Для людей, у которых денег всегда недостает такая возможность уже является самоцелью.

Для людей, имеющих накопления, стоимость (ценность) тех или иных товаров отличается от ценности этих же товаров для малоимущих. Т.е. наличие денежных накоплений изменяет отношение людей к ценности товаров, а также делает различным ценность самих денег для конкретного человека. Это в свою очередь создает неравнозначность обмена товаров (работ, услуг) на деньги. Неравнозначность увеличивается, в том числе, на суммы налогов, которое получит государство от сделки. 

Малоимущий продавец товаров (и особенно, работ и услуг) стремиться получить возможность посредством получения денег и этим завышает ценность самих денег, что приводит к занижению цены предлагаемых им товаров (работ, услуг). Он готов продать дешевле, так как испытывает "большую потребность" в деньгах. По той же причине он в большей степени готов уклониться от уплаты налогов. 

"Состоятельный покупатель" приобретает товар (работу и услугу), как реализацию своей возможности и также стремиться сделать это с минимальными затратами денег и, нередко, предпочитает товар по-дешевле. Из-за этого возникает не равноценный обмен, несмотря на то, что он осуществляется в "рыночных отношениях". Таким образом, различная потребность в деньгах у покупателя и продавца неизбежно ведет к расслоению людей по уровню накоплений (возможностей).  Кроме этого, богатый увеличивая своё богатство в неравноценном обмене, теряет мотивацию и способность к производительному труду. 

Государство в современном мире часто выступает в роли покупателя. В рыночной экономике, оно ведет себя как "состоятельный покупатель", т.е. старается всеми способами снизить стоимость товаров (работ и услуг), а также уровень зарплат своих работников (чиновников). Специфика работы чиновников не позволяет им обращаться к рыночной стоимости выполняемой ими работы, т.к. кроме самих чиновников такую работу никто в стране выполнять не может. Например, невозможно говорить о рыночной стоимости труда судей или полиции, депутатов и политиков. Для компенсации потерь в деньгах чиновникам предлагаются статусные преимущества. Это в свою очередь порождает коррупцию, так как испытывающий потребность в деньгах чиновник будет проявлять изобретательность в вопросе монетизации своих статусных преимуществ. Он тоже пытается действовать "как не запрещено", хотя обязан действовать "как ему предписано законом". В России такие действия редко оказываются наказуемы. 

Получение денег - это "доход"?

Подавляющее большинство населения полагает, что получение денег - это безусловно доход. Это мнение основано на опыте работы по найму и бытовом понимании движения денег. В самом деле, человек с утра уходит на работу, в обозначенный час возвращается с работы, а по окончании месяца получает зарплату. Этот момент и является моментом получения дохода! В этот момент появляется возможность что-то купить! При этом у многих работников отсутствует причинно-следственная связь между суммой получаемой зарплаты и тем "за что" работодатель её платит. Им кажется, что сумма зарплаты исключительно зависит от "доброты" работодателя, от наличия хороших отношений с ним. В среде чиновников на это налагается тарифная сетка, премии и компенсации, доплата за чин, личная преданность начальнику. Это действует разрушительно на личность чиновника, у которого создается впечатление, что рост его благосостояния зависит исключительно от продвижения по карьерной лестнице. Чем лучше будут его отношения с начальником и хуже отношения с подчиненными - тем стремительней будет его продвижение.  

Конечно, существует большая группа людей, занятых, например, в сельском хозяйстве, которые знают, что деньги можно получить в обмен на сельхозпродукцию, чем нередко пользуются на рынке, реализуя излишки выращенных овощей и фруктов.

Наконец, есть небольшая часть общества, которые твердо знают, что деньги можно получить в обмен на то, в чем заинтересован покупатель - эти люди называются "предприниматели".

Как ни странно, но государство и множество предпринимателей заинтересованы в состоянии, когда получение денег у населения ассоциируется с "доходом". Государство - из-за того, что определить полезность чиновника почти невозможно (ничтожно малая величина), а львиная часть бюджета образуется из налогов и сборов от зарплаты.

Коммерческие работодатели тоже зачастую не хотят, чтобы работники понимали, в чем именно от них польза предпринимателю, так как такое понимание позволяет работникам "торговаться" о сумме зарплаты, или того хуже - пытаться обменивать свою пользу на деньги без участия работодателя.

Бизнес - это обмен пользы на деньги без посредника. Основной метод - максимизация пользы.

Деньги - это цель бизнеса или средство?

Вульгарная трактовка Капитала Маркса выработала стеретоип, что для начала бизнеса нужны деньги, т.е. капитал. Или если упростить - "Чтобы заработать деньги, нужны деньги!" Это совершенно не соответствует современной действительности.

Случается, что человек имеет желание, как теперь выражаются, "замутить бизнес" и получает наследство. "Сбылась мечта идиота" - как сказал бы классик. Однако, для создания бизнеса этого недостаточно. Необходим именно предмет бизнеса - неутоленная общественная потребность, способность "человека с деньгами" приносить пользу людям. Кроме этого требуется компетенция предпринимателя, которая складывается из знания законодательства, правоприменительной практики, коньюнктуры рынка, лидерских и организаторских качеств.

Когда начинающий предприниматель просит деньги на создание бизнеса, то возникает законный вопрос: "Он использует деньги на развитие бизнеса или на собственное потребление?" И там, и там деньги. Если предприниматель путается в методах достижения цели, то скорее всего он израсходует деньги неправильно - бизнеса не получится. Поэтому субсидии и гранты имеет шанс получить только тот предприниматель, который "понюхал пороха", т.е. стоит у руля своего бизнеса не менее года. 

23.12.2013 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24