ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Устная, письменная, электронная - Управление ФНС обнаружило новую форму документов!

Eсть и в Управлении ФНС по гор. Москве специалисты, которые стоят на пути технического прогресса. Юристы уважаемого ведомства доказывали в судах, что существует "электронная форма" документов, которая не является письменной!

Налоговый кодекс РФ, Административный регламент работы налоговых органов, закон "О налоговых органах", закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" все эти и многие другие документы указывают, что документ (жалоба) может предоставляться в государственный орган в письменной или в электронной форме.

В статье 139 НК РФ указано, что "апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в письменной форме".

Из этих двух положений законодательства Управление ФНС по гор. Москве пришло к выводу, что апелляционная жалоба подлежит рассмотрению исключительно в случае направления её в письменной форме на бумажном носителе! Суды этот вывод не поддержали.

Если чиновник услышал текст, то это "устная форма". "Письменную форму" чиновник читает глазами. "Электронная форма" загружается непосредственно в мозг?

Цена вопроса

Условия задачи: налогоплательщик подключился к электронной системе сдачи отчетности. Он имеет возможность "не вставая со стула" направлять в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и своим контрагентам документы в электронной форме.

Вопрос: Какой самый экономичный способ направления апелляционной жалобы в Управление ФНС?

Следует различать документ в электронной форме и документы, составленныe в электронном виде по установленным форматам. Юристы УФНС по гор. Москве не видят различий.

Текстовый файл (*.txt), файл формата текстового редактора (*.doc), файл изображения страницы (*.jpg), файл с многостраничным документом (*.tif, *.pdf), содержащим изображения страниц, - это варианты документов в электронной форме. Все они предполагают возможность их прочтения человеком или печати без искажения содержания.

"Документы, составленыe в электронном виде по установленным форматам" предполагают, что информация из этих файлов будет обрабатываться некоторой программой на приемной стороне, т.е. они не предназначены для прочтения человеком. Например, все декларации являются вариантом XML формата (*.xml), который обрабатывается программно, но может быть прочитан специалистом, знакомым с языком XML.

Вариант №1: Налогоплательщик в стандартном редакторе, например, MS WORD составляет апелляционную жалобу. Затем, он через систему сдачи отчетности - спецоператора связи ("Контур-Экстерн", "СБИС++" и другие) передает её в родную ИФНС. Цена вопроса - стоимость передачи письма по ТКС - от 0 до 100 рублей (в зависимости от тарифа подключения к системе).

Вариант №2: Налогоплательщик также готовит текст апелляционной жалобы, печатает её (1 руб - лист бумаги), печатает или покупает конверт (5-20 руб), затрачивает рабочее время на поход в почтовое отделение (от 30 минут до часа - не менее 100), отправляет заказным письмом (30-50 рублей).

Вариант №3: Налогоплательщик как всегда готовит текст апелляционной жалобы, печатает её (1 руб - лист бумаги), затрачивает рабочее время на посещение ИФНС и сдачу в "одно окно" (от 30 минут до 2-х часов - не менее 300).

Решение: Самый экономичный способ - направление по ТКС с ЭЦП.

Что хорошо предпринимателю - налоговику плохо

Почему Управление ФНС по гор. Москве считает направления апелляционной жалобы по ТКС с ЭЦП недопустимым?

Во-первых: все налоговики полагают, что если предприниматель имеет желание что-то изменить в своей работе, то это ему выгодно, и уже поэтому налоговому органу надо сделать всё, чтобы этому помешать. Например, начинающий предприниматель зарегистрировался и подает заявление на применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Любой налоговик знает, что надо сравнить даты регистрации и дату подачи заявления и в случае, если срок подачи заявления больше даты регистрации на пять дней, то в переходе на УСН или в приемки заявления надо отказать. Арбитражные суды неоднократно указывали, что нарушение срока подачи заявления не влечет утрату права на применение УСН. Некоторые налоговики даже подсказывают предпринимателям, что им надо обратиться в суд и они будут законно применять УСН. Однако, начинающие предприниматели опасаются налоговиков, а обращаться в суд элементарно трусят, что по-видимому налоговикам доставляет удовольствие - "Бояться - значит уважают!".

Во-вторых: Чем больше времени и денег требуется на подачу апелляционной жалобы, тем меньше жалоб получит вышестоящий налоговый орган. Действительно, предприниматель частенько имеет повод пожаловаться, но время предпринимателя и время чиновника имеют разную цену. Люди просто жалеют свое время, полагая, что по столь маленькому поводу жаловаться "не рентабельно". А когда повод по существенней, то начинается изучение процедуры и снова время жалко. Наконец в безвыходной ситуации приходится подавать жалобу, а это уже совсем другая ситуация и с риском и с возможными последствиями.

В-третьих: Налоговики и предприниматели в своем большинстве не в состоянии строго соблюдать установленные процедуры. Поэтому некоторые скурпулезные предприниматели могут ежедневно подавать жалобы на работу налоговиков, что просто парализует работу любого вышестоящего налогового органа. Как в районной ИФНС, так и в Управлении работают одинаково бестолковые чиновники, поэтому задуманная управляемость районных инспекций от вышестоящего органа в жизни не реализуется.

По этим и другим (собственным) причинам Управление уже полтора года доказывает в судах своё право отказать в рассмотрении апелляционной жалобы, поданной по ТКС с ЭЦП.

Сколько надо проиграть судов, чтобы поступать по закону

Налоговики постепенно совершенствуются в своих аргументах. Так в первом деле они обосновывали свой отказ "невозможностью идентифицировать подпись" лица, подписавшего апелляционную жалобу. Ну откуда может знать юрист УФНС по гор. Москве, что если он читает текст апелляционной жалобы, то ЭЦП лица, подписавшего документ уже идентифицирована системой передачи документов. ЭЦП - электронная цифровая подпись представляет собой ключ шифрования. При передачи документа он шифруется частью ЭЦП отправителя и частью ЭЦП получателя. При получении документа, система запрашивает у организации выдавшей ЭЦП (у третьего лица), часть ЭЦП отправителя и только после получения этой части и части собственной ЭЦП расшифровывает документ. Поэтому его содержимое известно только отправителю и получателю. Суд счел доводы УФНС не состоятельными.

В следующий раз Управление ФНС посчитало, что направленная вместе с апелляционной жалобой копия нотариальной доверенности не является документом, подтверждающим право представителя подписать апелляционную жалобу за налогоплательщика. Управление настаивало, что полномочия подтверждает только оригинал нотариальной доверенности (что невозможно передать по ТКС) или нотариально заверенная копия нотариальной доверенности. Арбитражный суд также счет этот довод не убедительным, т.к. п. 5 ст. 80 НК РФ позволяет передавать вместе с отчетностью копию доверенности по ТКС с ЭЦП.

Наконец, в последних делах Управление ФНС пыталось доказать, что "письменная форма" - это исключительно бумажный документ. Арбитражные и гражданские суды первой, апеляционной, и кассационной инстанций не согласились с Управлением ФНС по гор. Москве и обязали рассмотреть апеляционную жалобу по существу. На сегодняшний день УФНС по гор. Москве проиграло 3 Арбитражных суда первой инстанции, 1 апелляционной и 1 кассационной, два гражданских суда и один апелляционный гражданский суд. Ни одного решения суда в пользу Управления ФНС не состоялось. Более того, теперь управление ФНС по каждому проигранному делу оплачивает судебные расходы на представителя в суде. Однако, управление ФНС по гор. Москве не желает сдаваться. Может когда-нибудь ФНС России или Минфин укажет Управлению ФНС на необходимость соблюдать законодательство в трактовкe уважаемых судов.

ПФР и ФСС изобретают

Не желание работать на современном техническом уровне проявляют внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ и Фонд социального страхования. Казалось бы, существует система сдачи отчетности в налоговые органы. Вместо того, чтобы изобретать что-то свое надо просто воспользоваться готовыми решениями. Но внебюджетные фонды и налоговые органы "не дружат", и помогать или заимствовать что-то у друг друга не хотят. На этом не плохо зарабатывают системы электронной сдачи отчетности и много времени, денег и усилий теряют страхователи.

Существует уже вторая редакция закона "Об электронной подписи" №63-ФЗ. Основной принцип - "право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению".

В нарушение этого принципа Пенсионный Фонд пытается заключать Соглашение, по которому страхователь обязан направлять отчетность по ТКС с ЭЦП. Уже то, что "соглашение" "обязывает" вызывает недоумение. Например, налоговые органы всегда готовы принимать отчетность и через "одно окно", и по почте, и по ТКС с ЭЦП. Никаких соглашений от налогоплательщика не требуется.

В приватных беседах сотрудники ПФР не рекомендуют переходить на электронную отчетность. Они элементарно боятся, что техника и программные средства сократят число чиновников, перекладывающих бумажки. Тем не менее, ПФР увеличивает число страхователей, отчитывающихся по ТКС. Московские отделения ПФР не хотят получать отчетность от доверенных лиц, что незаконно. При этом отделения других регионов России делают это без вопросов.

Собственную процедуру электронной отчетности разработал ФСС. Они в самой процедуре запретили сдавать отчеты за других, т.е. исключили доверенных лиц. По мнению ФСС ЭЦП должна содержать код страхователя, что не позволяет подписывать отчеты одной ЭЦП за несколько работодателей. Это также нарушает ГК РФ, НК РФ, Закон "Об электронной подписи" №63-ФЗ, так как не позволяет привлекать доверенных лиц.

На лицо саботаж чиновников, которые из-за боязни потерять свое положение встают на пути технического прогресса, создают не нужные трудности предпринимателям, чем наносят ущерб экономике страны.

23.06.2012 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24