ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

ЭЦП как способ наживы!

Практика применения ЭЦП и Закон "Об ЭЦП" всё больше расходятся, так как вместо организации электронного документооборота чиновники элементарно торгуют ЭЦП.

Задумано красиво!

Для сбора, учета и хранения бумажных документов используется целая армия чиновников, вооруженных современной техникой, множество архивов с их помещениями, системами пожаротушения и утилизации документов. И это в 21-ом веке!

В то время как цивилизованные страны переходят к безбумажной технологии, российские чиновники под видом усердного исполнения закона фактически создают препятствия на этом пути. Они правильно понимают, что безбумажная технология угрожает их рабочим местам.

В апреле 2011 года госдума принимает второй закон "Об электронной подписи" №63-ФЗ. Заметьте, что названии закона электронная подпись указана в единственном числе. Но это только в названии.

Уже в первой статье указано "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий". Из этого чиновники делают вывод о возможности применения одним лицом нескольких электронных подписей одновременно! "Это же клондайк!" - догадываются торговцы электронными подписями и каждому ведомству нагнетают страхи и внушают необходимость особенной защиты Ээлектронной подписи именно для этого ведомства.

Чиновники всех уровней предельно ясно демонстрируют непонимание сути электронной подписи. Это их не отличает от основной массы обывателей, но в отличие от последних, они на этом получают материальное преимущество. Например, чем больше электронных подписей требуется лицу, тем меньше вероятность что он их все станет получать и это отсрочит сокращение чиновников, которые работают в роли интерфейса между бумажным документом и компьютером. Так как чиновники найти работу сами не могут, тем более создать рабочие места, то они рады и такой бестолковой работе.

Неустранимые противоречия в законе

Прочитав название закона любой грамотный человек полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 6 "Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе". Таким образом, если у человека имеется его "собственноручная подпись" (очевидно, что она имеется и это ОДНА подпись), и "квалифицированная электронная подпись", то он вправе подписывать ею все документы, которые мог бы подписать собственноручной подписью на бумаге. ("Квалифицированная" - это выданная спецоператором связи).

Однако это не так. В соответствии с п. 1 ст. 3 "Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней". Из этого положения вытекает, что направить чиновнику документ с ЭЦП возможно только при наличии федеральных законов в отношении конкретного ведомства, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия, упомянутое в законе. Если законы содержат указание на возможность направления документа с электронной подписью, то при отсутствии соглашения чиновник вправе его не принимать. Этим успешно пользуется Пенсионный фонд, который пытается заключать такие "соглашения", которые налагают обязанность на страхователя направлять документы с электронной подписью и запрещают предоставлять эти же документы на бумажном носителе. Случается, что сотрудник, на которого получена электронная подпись, перестает работать в организации. В этом случае, при наличиии Соглашения с ПФР, организация будет испытывать трудности не только с поиском нового сотрудника, но и со сдачей отчетов в ПФР.

Скорее всего, законодатель вводя норму о наличии (возможности) соглашения, имел ввиду готовность ведомства к получению электронных документов. О готовности налогоплательщика (страхователя, декларанта) чиновники не думают. Естестественно, что чиновники проявляют откровенную глупость и тупость, демонстрируют саботаж по внедрению обмена электронными документами. Например, московское отделение ПФР не желает получать электронные документы от лиц, которые их сдают на основании доверенности. Т.е. доверенное лицо может подписать отчет на бумаге, может придти в ПФР и сдать его лично, но сделать тоже самое в электронной форме нельзя, так как данное ведомство не умеет получать и обрабатывать такие документы.

Первым ведомством, которое освоило элеткронный документооборот, стали налоговые органы. Лучше всего у них получается прием деклараций. Это значительно упростило жизнь налоговикам. Работа с заявлениями и сообщениями налажена у них хуже, но потихоньку осваиваются и эти операции. Инспекции ФНС принимают документы от доверенных лиц на основании доверенности, что не является препятствием или поводом для отказа.

Самые кортокие сроки для сдачи отчетов в настоящее время установлдены для фонда социального страхования (ФСС) - в течение 15 дней по окончании квартала. ФСС не требует подписания специального Соглашения с страхователем, но требует, чтобы внутри электронной подписи содержались КОДЫ страхователя - это требование для "квалифицированной" подписи от ФСС. Этим требованием страхователь лишается законной возможности представления отчета через доверенное лицо по электронным каналам связи. Налоговики, например, коды идентифицирующие налогоплательщика, включили в состав декларации и этим простым действием решена техническая задача - получение отчетов от доверенных лиц.

В конце августа федеральная служба регулирования алкогольного рынка (ФСРАР) утвердила электронный формат деклараций по производству и розничной торговле алкогольной продукции. Такая декларация может быть представлена в ФCРАР только в электронной форме с квалифицировано электронной подписью, внутрь которой введены номер и дата лицензии декларанта. Здесь бы потребовалось Соглашение декларанта (насколько он готов), но для ФСРАР это не препятствие. Это СТОПРОЦЕНТЫЙ случай, когда закон "Об ЭП" доведен до полного абсурда.

Представьте себе обычный магазин с отделом по продаже алкоголя в российской глубинке. Собственники магазина прошли тернистый путь по получению алкогольной лицензии. Только уставный капитал юридического лица должен быть не менее 500 тыс. руб. Теперь, они должны приобрести электронную подпись, купить компьютер, подключиться к Интернет, обучиться работе на компьютере и в интернете, и до 20 сентября 2012 года сдать декларации за 1 и 2 кварталы 2012 года, а ФСРАР получит эти декларации и сможет их обработать! Прилет инопланетян имеет более высокую вероятность, чем вероятность успешной сдачи этих деклараций таким магазином.

"Электронная отчетность" или "по-больше ЭП"

Саботаж государственных ведомств по внедрению электронного документооборота, по-сути, подменяет цель сдачи электронной отчетности на цель выдачи набора электронных подписей каждому субъекту экономической деятельности. То, что получение каждой электронной подписи требует затрат услий, времени и денег - во внимание не принимается.

Когда бухгалтерская компания обращается к спецоператору связи, осуществляющего передачу электронных документов и выдачу ЭП, с вопросм получения ЭП на лицо, которому ведет учет, то сотрудники лего объясняют последовательность действий: получаете Счет в сумме 2000 руб. на лицо, которому вы ведете учет; лицо оплачивает этот счет; мы выдаем вам ЭП; вы этой ЭП подписиваете отчеты. То, что это незаконно технические сотрудники не желают понимать.

Во многих странах мира частные компании являются посредниками между госорганами и предпринимателями. Это создает эффективное взаимодействие, т.е. каждый занимается своим делом. Вновь созданное ООО или ИП элементарно не смогут загрузить бухгалтера на полный рабочий день. Эффективно, когда такой учетный работник ведет учет у нескольких субъектов малого бизнеса. Но ПФР, ФСС, ФСРАР, и другие государственные ведомства не желают этого понимать, чем наносят ущерб развитию малого бизнеса в России.

Выходом из этого положения было бы закрепление в законе нормы, по которой одной ЭП можно подписиывать все документы для всех государственных ведомств, причем владелец электронной подписи вправе представлять электронные документы по доверенности за других участников экономической деятельности. Государственные органы получили бы реальный электронный документооборот, а субъекты малого бизнеса - возможность выбора среди нескольких вариантов действий в соответствии со своими финансовыми возможностями. Впоследствии, когда электронный документооборот станет обычным делом, посредники по сдаче отчетности могли бы и потесниться.

13.09.2012 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24