ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Регистрация бизнеса в 2014 году

Как бы не заклинали профсоюзы своими лозунгам «За достойный труд и достойную зарплату», создать рабочие места Российское государство не в состоянии, впрочем, как и любое другое в современном мире. Поэтому призыв «за достойную зарплату» может обращаться исключительно от чиновников к правительству, т.е. к непосредственному начальнику.

Достойную зарплату может платить исключительно бизнес, так как он с одной стороны платит за результат, а не за процесс, а с другой - только бизнес волен повышать или понижать зарплату. Наконец, зарплата – это цена на рынке труда. Рынок труда растет вместе с числом организаций и предпринимателей. Чем больше будет создаваться бизнеса, рабочих мест, тем выше будет спрос на работников, тем достойней будет их зарплата.

Из этого следует, что государство, работники и всё общество должно быть заинтересовано в создании простых, быстрых и ясных процедур регистрации бизнеса, так как только это способно дать развитие экономики и, соответственно, повысить уровень жизни работающего населения.

Современное состояние процесса регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и организаций в форме Обществ с ограниченной ответственностью, как двух наиболее популярных форм создания малого бизнеса, оставляет желать лучшего.

Сложности регистрации ИП

Стоит отметить, что за последние 5 лет процедура регистрация нового бизнеса упростилась, а с внедрением современных средств коммуникации – интернет технологий - сделала первый шаг к идеалу.

Тем не менее, подавляющее большинство потенциальных предпринимателей предпочитают лично посетить регистрирующий орган, чтобы, как им кажется, получить возможность выяснить некоторые важные для себя вопросы.

В самой большой стране - в России, в самом большом городе – в Москве – в столице нашей родины, в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №46 по гор. Москве осуществляется регистрация ИП и ООО. Вот, казалось бы, то место, куда следует направить государству усилия по совершенствованию процесса регистрации. Число сотрудников, осуществляющих регистрационные действия от 10 до 20 человек, но их квалификация, состав, отношение к гражданам – оставляют желать лучшего. (Автор этих строк на протяжении марта и апреля 2014 года лично наблюдал этот процесс и лично в нем участвовал, поэтому знаком с ним не понаслышке).

Все граждане, обращающиеся в МИ ФНС №46 не получают «государственную услугу» в том качестве, на которое вправе рассчитывать, не смотря на то, что к процессу регистрации незаконно «присосались» множество коммерческих структур.

Во-первых, сотрудники МИ ФНС №46 в форме консультаций могут правдоподобно ответить исключительно на вопросы по процедуре регистрации. Они это видят это в неприемлемо примитивном виде:

- Гражданин, проживающий в г. Москве, обращается в регистрирующий орган с заявлением, копией паспорта, квитанцией на уплату госпошлины (при регистрации ИП или при прекращении предпринимательской деятельности).

- Под расписку сдает документы в регистрирующий орган – МИ ФНС №46.

- На 6-ой день получает результат рассмотрения документов в форме отказа в регистрации или в виде документов о проведенной регистрации.

Все остальные вопросы, которые имеются у гражданина о его будущей предпринимательской деятельности остаются без ответа. В лучшем случае, сотрудники предлагают получить ответы в районной налоговой инспекции или в коммерческих консультациях.

Чиновники не представляют себя в роли индивидуального предпринимателя, поэтому не делают отличий процесса регистрации от, например, получения справки в жилищной конторе. Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - это серьезный шаг в жизни, который переводит его в новый статус со всеми обязанностями и обременениями. Если работник вступает в отношения с чиновниками при наличии особых обстоятельств – незаконное увольнение, невыплата зарплаты и т.п., или продажи имущества (машины, квартиры), то индивидуальный предприниматель становится обязанным общаться с чиновниками по поводу выбора системы налогообложения, декларирования и уплаты налогов ежегодно или ежеквартально. Это образует психологический барьер, который отталкивает граждан от приобретения нового статуса. Многие предпочитают из-за боязни чиновничьего хамства получать часть зарплаты в конвертах и полагаться на милость работодателя и защиту государства, а общество, в итоге, теряет часть экономически-активного населения, способного развивать экономику страны.

В 21 веке мобильность населения России возросла. Квалифицированные кадры «пылесосом» московской экономики привлекаются на работу в Москву и другие крупные города. Здесь часть «приезжих» россиян обнаруживают возможность создать свой собственный бизнес, но по НК РФ регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя они обязаны исключительно по адресу регистрации в паспорте. Это создает неоправданные барьеры.

Здесь стоить заметить, что суть регистрации состоит во внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и выдачи соответствующих свидетельств. При этом информацию из ЕГРИП в форме Выписки может предоставить любая налоговая инспекция страны по любому предпринимателю. Почему любая налоговая инспекция не может осуществить внесение записи в ЕГРИП? – вопрос, который остается без ответа.

К тому же, среди потенциальных предпринимателей действуют стереотипы, согласно которым, индивидуальный предприниматель отчитывается лично в «родной» налоговой инспекции. В массовом сознании это представляется, что ИП берет все свои документы, едет в родной удаленный от Москвы населенный пункт, стоит в очереди к налоговому инспектору, чтобы тот, покопавшись в документах, принял годовой отчет предпринимателя, а также выдал квитанции на уплату налогов и взносов.

Реальность ушла далеко вперед. Конечно, иногородним ИП нет нужды ехать с документами в районную инспекцию ФНС. Свою декларацию они могут отправить почтой или направить по телекоммуникационные каналам связи (ч/з Интернет), в том числе через доверенное лицо. Оплату налогов произвести через отделение банка в любом населенном пункте страны. Остается небольшая вероятность выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя. Однако, ст. 93.1 НК РФ позволяет даже в этом случае представить документы на выездную налоговую проверку через ТКС с ЭП (телекоммуникационные каналы связи с электронной подписью).

Всё это звучит заманчиво, но начинающих пугает ненадежность почты России, а телекоммуникационные каналы связи с электронной подписью – вызывают мурашки на спине.

Половина граждан не в состоянии заполнить заявление о регистрации ИП на 4-х листах в форме, в которой налоговые органы не обнаружили бы ошибок. Сотрудники МИ ФНС не консультируют по правильности заполнения заявления, не проверяют его при получении от заявителя. В итоге граждане получают 20-30 процентов отказов по элементарным ошибкам. Это не особенность МИ ФНС №46 по гор. Москве – это недостаток самой процедуры регистрации.

Так, только в отказе инспекции ФНС по гор. Мытищи гражданин узнает, что город Мытищи находится в Мытищинском районе Московской области. Ни в паспорте, ни в иных других документах, имеющихся у гражданина, это не указано.

Отказ в регистрации может быть по множеству других поводов:

- В клеточки заявления записаны прописные буквы, в то время как требуются только заглавные

- В п. 2 гражданин указал фамилию имя отчество латинскими буквами, но это обязан делать только иностранный гражданин, который имеет вид на жительство.

- Гражданину присвоен ИНН, но он его не указал, так как никогда и нигде ранее от него этого не требовалось

- Гражданин забыл поставить цифру графе 3, в которой кодируется пол (1- муж, 2 –жен). Сотрудники МИ ФНС определить по гражданина Петрова Ивана Михайловича сами не имеют права!

- Место рождения указал как в паспорте, но паспортистка не поставила пробела между «гор.» и «Москва», а гражданин поставил

- Заполнить адрес места жительства гражданин, не имеющий представления о КЛАДР (классификатор адресов), не в состоянии. Так, в Москве официально имеются районы, но их указывать не надо. Из-за того, что «г. Москва» и «г. Санкт-Петербург» - субъекты Российской федерации поле город заполнять не надо. Сокращения переулков, проспектов и других имеют строго определенную форму, которую гражданин узнает, получив отказ.

- На листе 3 требуется указать цифровые коды видов деятельности. Здесь многие удивляются, что его вид деятельности отсутствует в классификаторе. Приходится указывать что-то общее, что тоже вызывает страх. Люди боятся не указать что-то важное, ошибиться с выбором кода. Составитель заявления полагал, что таблица кодов должна заполняться слева-направо сверху-вниз, а половина заявителей пытается заполнять сверху-вниз и слева-направо. Казалось бы «Какая разница», но это является поводом для отказа.

- На листе 4 требуется указать номер телефона в конкретном формате. Перепроверить номер невозможно, т.к. гражданин может ошибиться или указать номер супруга, но неверный формат записи или не указание может служить поводом для отказа.

- Под номером телефона требуется указание адреса электронной почты, но большинство не имеют такого адреса.

Гражданин обратился за государственной услугой – «регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя», оплатил госпошлину 800 рублей, а в итоге получил услугу «рассмотрение документов на государственную регистрацию» закончившуюся отказом. Таким образом, оплаченная госпошлина в сумме 800 рублей сотрудниками налогового органа отработана, а гражданин вынужден снова тратить время, усилия и деньги для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Если не обманывать своих граждан и взимать плату (госпошлину) исключительно за факт регистрации, то это могло повлиять на уменьшение количества отказов. Или, например, предоставить право заявителю на ошибку, которую он вправе исправить при обнаружении её налоговым органом. К сожалению, сотрудники налоговых органов ориентированы на процесс, а не на результат.

Решение проблемы существует и даже применяется, но на этот путь потенциальных предпринимателей не направляют. Они его должны найти сами! Он состоит в том, что все строгие правила заполнения заявления проверяет компьютерная программа – форма на сайте nalog.ru (https://service.nalog.ru/zgreg/zayav-new.html?kind=ip). Ошибиться в ней значительно труднее, а значит, вероятность отказа приближается к нулю. Без применения сайта гражданин вынужден не менее двух раз посетить МИ ФНС №46 – один раз для подачи документов, второй - для получения. Использование интернет сайта позволяет зарегистрироваться за одно посещение: получить талон по интерактивной регистрации, в отдельном окне предъявить: квитанцию на оплату госпошлины, копию паспорта (2-х страниц), и через 30-40 минут получить комплект документов о регистрации ИП.

Здесь удивляет другое - заполнить через сайт можно исключительно заявление на регистрацию ИП, а для заявления на внесение изменений или заявления на прекращение предпринимательской деятельности придется посещать МИ ФНС №46 лично. Почему?

Ксерокопию паспорта гражданин может сделать в стенах налогового органа, только цена копирования одного листа на коммерческом автомате 20 руб.

Оплату госпошлины в 800 рублей при регистрации и 160 рублей при прекращении можно осуществить, не выходя из помещения налогового органа, через автомат приема платежей с уплатой комиссии коммерческому банку в сумме 50 руб.

При ожидании в очереди можно воспользоваться автоматами по продаже напитков и закусок, которые торгуют от имени коммерческих структур и при этом работают из рук вон плохо, особенно с бумажными купюрами.

Регистрация иногородних ИП

Если гражданин прописан в другом субъекте российской федерации, то он вправе направить почтой России в регистрирующий орган: заявление с нотариально заверенной подписью, нотариально заверенную копию паспорта, квитанцию об оплате госпошлины.

Кроме дополнительных расходов на нотариальное заверение многих ожидает проблема оплаты госпошлины на опубликованные в Интернете реквизиты налоговой инспекции через отделения Сбербанка России. Сотрудники Сбербанка вынуждены использовать для отправки таких платежей компьютерные программы, которые, например, в Москве не принимают ИНН налогового органа, начинающегося с нуля, в то время как в России таких регионов девять. Если обратиться в отделение Сбербанка Московской области, то у них такой ошибки нет. Но для этого гражданин вынужден затратить время, усилия и деньги.

Налоговый орган отдаленного субъекта федерации получает документы по почте и даже осуществляет регистрацию, но возникает другая проблема – получение бумажных документов индивидуальным предпринимателем.

Согласно действующему порядку, налоговый орган имеет возможность выдать их на руки или выслать их почтой, но только по адресу регистрации гражданина, а не по адресу фактического проживания. Если иногородний гражданин «прописан» за тысячи километров от Москвы или от фактического места жительства, то получение бумажных документов превращается в настоящую проблему. Он вынужден либо лично преодолеть тысячи километров для получения бумажных документов, либо выдавать доверенность родственникам или знакомым, проживающим в месте прописки на получение документов на почте или в налоговом органе, и надеется на то, доверенные лица получат его документы и перешлют ему по фактическому адресу.

Если бы государство было заинтересовано в регистрации всех ИП, то могло было бы предусмотреть в заявлении на регистрацию ИП указание на отправку почтой документов по указанному гражданином адресу или на адрес его доверенного лица.

Выписка из ЕГРИП

Государство старается минимизировать наличный оборот, что должно уменьшить долю теневой экономики. Поэтому первым делом после получения регистрационных документов индивидуальный предприниматель должен открыть расчетный счет в банке. Лицевой счет физлица для целей предпринимательской деятельности использовать нельзя. Этого не стоит делать хотя бы потому, что налоговый орган вправе запросить банк выписку о движении по счету, используемому для предпринимательской деятельности.

В настоящее время у предпринимателя богатый выбор банков, но для открытия счета все банки требуют кроме полученных регистрационных документов «свежую» Выписку из ЕГРИП, коды ПФР и СНИЛС, коды статистики. Здесь проявляется нерасторопность чиновников и неспешность их электронного документооборота.

Регистрирующий налоговый орган обязан по факту регистрации направить информацию в ПФР, ФСС и органы статистики. В Москве это делается ежедневно, в Московской области на весь процесс уходит больше месяца.

Московский вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, имея на руках документы из МИ ФНС №46: свидетельство ЕГРИП, свидетельство ИНН, Лист записи, может в течение месяца обратиться в отделение банка для открытия счета. По истечении месяца сотрудник банка затребует у предпринимателя «свежую» выписку из ЕГРИП. «Свежей» считается выписка, срок выдачи которой не более месяца.

Так как информация о регистрации передается из МИ ФНС №46 ежедневно, то сотрудник банка уже через неделю после регистрации может найти коды на сайте статистиков, которые он обязан внести в свою базу данных.

Пенсионный фонд РФ, получив от налоговиков информацию о регистрации ИП, присваивает ИП свой регистрационный номер, который сообщается налоговым органам, сообщение о присвоении номера направляется по адресу регистрации ИП, что, как было описано выше, создает проблемы предпринимателям, проживающим не по месту регистрации. Впоследствии ИП может обнаружить его в Выписке из ЕГРИП. Многие банки просто берут обещание с предпринимателя, что он им сообщит свой регистрационный номер в ПФР, как только узнает его от Отделения ПФР или из Выписки из ЕГРИП.

Иногородний вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, направивший документы по почте, как правило, получает бумажные документы по истечении месяца с момента регистрации. Поэтому сразу после получения он обращается в ближайшую налоговую инспекцию за получением Выписки из ЕГРИП. Этим иногородние предприниматели становятся в менее выгодное положение по сравнению с местными.

Гражданин, «прописанный» в городке на границе Московской области и Смоленской области, через Интернет подает заявление о регистрации. Ему по электронной почте сообщают день, когда он может получить документы. В назначенный день он преодолевает сотню километров, так как проживает не там, где прописан, и получает бумажные документы на руки. На следующей неделе он обращается в отделение банка за открытием расчетного счета. Сотрудник банка отказывается открывать счет из-за отсутствия кодов статистики на сайте статистов Московской области.

При этом выясняется, что по факту регистрации налоговый орган «выгрузил» информацию в местное отделение статистики, которые присвоили соответствующие коды ИП. Сообщить их по телефону они отказываются, ссылаясь на секретность личной информации. При этом сообщают, что в последний день каждого месяца они выгружают якобы секретную информацию в отделение статистики по Московской области и после этого коды будут доступны на интернет сайте Московской области. Надо просто подождать. Коды будут предоставлены после ввода ИНН предпринимателя.

Такое ожидание приводит к тому, что истекает месяц с момента регистрации ИП и для открытия счета ИП уже вынужден тратить время и усилия на получение «свежей» Выписки из ЕГРИП. Таким образом, органы статистики своими неспешными процедурами препятствуют началу деятельность вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, в то время как за этот период бездействия ПФ РФ начисляет страховые взносы ИП.

С мая 2014 года вступает в силу поправки в Налоговый Кодекс, согласно которым упраздняется ст. 118 об ответственности за непредставление сведений в налоговые органы об открытии / закрытии счетов в банках. Однако аналогичная обязанность сообщать в ПФР осталась, причем такое сообщение невозможно направить через Интернет, т.к. ПФР готов обмениваться информацией со страхователями только после заключения Соглашения. Вновь зарегистрированные организации, кроме этого, остались обязаны направлять сообщение об открытии / закрытии счета в банке в ФСС, который ни при каких условиях не принимает информацию через Интернет. Единственное, на что способен ФСС, это принимать квартальные отчеты. Письма, заявления, документы по больничным листам и другим случаям из жизни ФСС через интернет не принимает.

Соглашение между ПФР и страхователем было предусмотрено в Законе «Об электронной цифровой подписи» №1-ФЗ от 10.01.2002 года, который перестал действовать с 01.07.2012 года из-за вступления в силу закона «Об электронной подписи» №63-ФЗ от 06.04.2011 года. В новом законе Соглашение может быть заключено только в случае признания отделением пенсионного фонда не квалифицированной электронной подписи страхователя. При наличии квалифицированной электронной подписи у страхователя или его доверенного лица Соглашение не требуется.

Но чиновники ПФ РФ не спешат отказываться от Соглашения – бояться сокращения штатов, чем наносят ущерб всем страхователям в стране.

Кстати, индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, перед ПФ РФ имеет только обязанность по уплате взносов. Никаких иных отчетов в ПФР действующим законодательством не предусмотрено.

Законодателям следовало бы отменить Сообщение в ПФР и ФСС об открытии / закрытии счетов в банках, как это сделано в отношении налоговых органов. Информацию о наличии банковских счетов страхователей эти уважаемые фонды могут получать по межведомственному электронному взаимодействию (МЭВ).

Доверенное лицо - специалист

И так, граждане с психологическим барьером или просто «сильнозанятые», не желающие сталкиваться со всеми прелестями общения с сотрудниками налоговых органов, обращаются к посредникам, которые «все сделают под ключ». Специалист без ошибок заполнит заявление на 4-х листах, подготовит квитанцию и оплатит госпошлину, но подача заявления специалистом, действующим на основании доверенности, обусловлено обязательным нотариальным заверением подписи в Заявлении о регистрации, а так же нотариальной копии паспорта. Такие же требования действуют и при отправке заявления на регистрацию почтой России.

В Москве нотариальное заверение обойдется от 800 руб. до 2000 руб. – это зависит от конкретного нотариуса (больше чем госпошлина). При отказе в регистрации все эти платежи пропадают, и для регистрации их придется платить повторно. Например, использовать уже поданную нотариальную копию паспорта нельзя, т.к. «документы сданы в архив».

В Москве реализована возможность, когда документы в МИ ФНС №46 может по электронным каналам связи представить нотариус. Для этого всех нотариусов обязали приобрести квалифицированную электронную подпись, а так же застраховать риски, которые может понести гражданин при регистрации ИП или ООО. Это единственный случай в законодательстве, когда нотариус обязан застраховаться! Естественно, что нотариусы это делают с неохотой или устанавливают «заградительный» тариф на электронную передачу в регистрационный орган. Несколько нотариусов Москвы согласились за 2700 руб. отправить документы в МИ ФНС №46. Очевидно, что для ИП это нереальная цена.

Кроме того, сама процедура электронного документооборота через нотариуса предполагает:

- нотариальное заверение подписи в Заявлении, нотариальное заверение копии паспорта

- создание электронных копий всех документов

- передачу пакета документов в МИ ФНС №46

- МИ ФНС №46 также как и при очной регистрации, предоставит результат рассмотрения на шестой рабочий день. Даже если результат будет положительный, то нотариус получит в ответ документы в электронном виде.

- после получения регистрационных документов вновь зарегистрированный ИП или директор ООО должен обратиться в МИ ФНС №46 за получением бумажных документов.

В итоге, процедура получается дорогой и долгой. Гражданин вынужден дважды посетить нотариуса и один раз МИ ФНС №46. Граждане предпочитают нести в регистрационный орган бумажные документы с привлечением доверенного лица.

Здесь тоже могут быть поводы для отказа, например, государственный нотариус изготовил копию паспорта (всех страниц) с двух сторон листа, в то время как все документы, по мнению МИ ФНС №46, должны быть напечатаны исключительно с одной стороны. Данное требование обусловлено тем, что все документы сканируются и хранятся в ИФНС в виде электронных копий.

Случается, что к специалисту обращаются несколько граждан. Иначе, как сдать документы по живой очереди действующим порядком не предусмотрено. Более того, сотрудники МИ ФНС №46 устанавливают свои порядки: взять талончик, дождаться очереди, сдать документы, затем – взять следующий талончик и т.д. Однако, для регистрирующих ООО предусмотрено, что один специалист может сдать документы на три ООО по одному талону. На лицо дискриминация представителей ИП.

Специалист в состоянии без ошибок представить документы на регистрацию через Интернет, но действующим порядком это не предусмотрено. Специалист может иметь квалифицированную электронную подпись и направить документы так, как это сделал бы нотариус. Однако, сотрудники МИ ФНС №46 любую ошибку или недочет используют для отказа, что влечет потерю времени, услий и денег.

Работа с документами в МИ ФНС №46 организована весьма замысловатым способом. Так, все документы на бумаге (сданные лично, через доверенное лицо, направленные по почте) попадают на сотрудников, осуществляющих прием документов. Их задача проверить количество документов и вид документов, составить расписку в получении документов. Содержательная часть документов их не касается.

Среди них встречаются добрые и отзывчивые люди. Например, при сдаче сотрудник МИ ФНС №46 заметила, что нотариальная копия паспорта напечатана с двух сторон листа. Она обратила внимание сдающего на этот «недостаток» и предположила, что заявителю будет отказ в регистрации. Это стало поводом для обращения к её руководителю за разъяснением по поводу отказа. Руководитель, действуя строго по инструкции, сказала, что документы будут рассмотрены юристами, и они вынесут решение, а также заметила, что добрая и отзывчивая сотрудница будет наказана.

После получения документов от заявителей все они сканируются и электронные копии поступают юристам. К ним также поступают электронные копии документов, направленные через интернет. Юристы выносят решения и направляют их для передачи заявителям. Таким образом, сотрудники МИ ФНС №46 работающие на приеме и выдаче документов не имеют возможности обращаться к юристам непосредственно.

Юристы и приемщики делают ошибки. Людям свойственно ошибаться. Наиболее частые ошибки в паспортных данных, в фамилии имени отчестве индивидуального предпринимателя. По опыту автора – на каждые 10 заявлений о регистрации предпринимателей не менее 3-х ошибок. Согласно административного регламента МИ ФНС №46 обязана исправлять свои ошибки. Для этого следует:

- получить документы с ошибками

- взять талончик на сдачу документов на исправление ошибок

- по очереди сдать документы: принимающий сотрудник составляет внутренний документ об обнаружении ошибки, выдает расписку по которой через 3 рабочих дня заявитель может забрать исправленные документы, в обмен на документы с ошибками.

- в назначенный день заявитель может не получить документы, так как «не успели изготовить» исправленные документы!

- Если ошибка была допущена в Фамилии имени или отчестве и при этом у гражданина ранее не было ИНН, то требуется изготовить новое «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе» (Свидетельство ИНН), но сотрудник МИ ФНС №46 полагают, что это может сделать исключительно районная налоговая инспекция. Поэтому, когда такие ошибки возникали, то заявитель вынужден обращаться к «самим» юристам МИ ФНС №46, указывать им на административный регламент, на их ошибки и они (О чудо!) выдавали новое свидетельство ИНН.

Зачем всё так запутано?

Регистрация индивидуальных предпринимателей и организаций осуществляется не только в России. Существую страны, где этот процесс проще и дешевле. Сама регистрация, к сожалению, не гарантирует возникновение успешного бизнеса. В течение года прекращают свою деятельность более половины предпринимателей. Собственно правонарушения совершаются не при регистрации, а при осуществлении деятельности реальной или притворной. Бороться с фирмами-однодневками или лжепредпринимателями путем создания препятствий при регистрации бессмысленно, так как вместе с жуликами препятствия возникают и у добропорядочных предпринимателей. Бороться следует именно с жуликами.

На сайте nalog.ru бесплатно распространяется программа подготовки регистрационных документов. Она позволяет создать бумажные формы документов, а также машиночитаемые документы типа XML. Действующий порядок регистрации не предполагает использование машиночитаемых документов, что нагружает сотрудников налоговых органов бестолковой работой – заполнением электронных документов вручную с электронной копии документа. Более трудной и глупой работы представить себе трудно.

С другой стороны, порядок электронного документооборота уже отлажен и успешно используется для сдачи налоговой отчетности. Так, доверенное лицо, обладающее квалифицированной электронной подписью (это подпись, которая содержит в себе идентификацию владельца подписи – ИНН, СНИЛС, ФИО и т.д.), действующее по нотариальной доверенности в интересах индивидуального предпринимателя или организации направляет электронным письмом через систему сдачи отчетности (СБИС, Контур-Экстерн, и др.) в налоговый орган электронную копию нотариальной доверенности. С этого момента и до конца срока действия доверенности возникает право направлять в адрес налоговой инспекции формализованные документы: декларации, заявления, уведомления, и другие неформализованные документы от имени доверителя с электронной подписью доверенного лица. «Формализованные» - эта машиночитаемые документы типа XML. Получив такой документ, сотрудник налоговой инспекции «загружает» декларацию в соответствующую программу, т.е. у него не возникает необходимости перенабирать декларацию с электронной копии документа, как это делается при регистрации.

Налоговая инспекция, со своей стороны, имеет возможность направить на имя доверенного лица для доверителя через систему сдачи отчетности (СБИС, Контур-Экстерн, и др.) требования, акты, протоколы, уведомления, сообщения, и др. документы. Факт получения такого послания доверенное лицо подтверждает отправкой подтверждения в адрес ИФНС. К сожалению, сотрудники ИФНС пока неохотно используют эту возможность, придумывая в оправдание множество отговорок. Однако при должной настойчивости они также осваивают электронный документооборот.

Таким образом, электронный документооборот с районными инспекциями, пенсионным фондом, фондом социального страхования уже работает, но в отношениях с регистрирующими налоговыми органами он применяется в усеченном виде, а именно – без применения машиночитаемых документов типа XML. Это является причиной множества ошибок, необоснованного затрат времени, усилий и денег, причем, денег налогоплательщиков.

И так, гражданин, желающий зарегистрировать свой бизнес (внести изменения, прекратить деятельности), имеет возможность сдать документы лично в регистрирующий налоговый орган, заверить их у нотариуса и направить через Интернет с ЭП нотариуса, направить почтой России, сдать через доверенное лицо, направить через Интернет с ЭП доверенного лица, заполнить заявление о регистрации через сайт.

В таблице указана сумма расходов ИП в рублях и время, которое лично ИП обязан затратить на процесс регистрации. Вся длительность процедуры регистрации определяется сроком рассмотрения документов – 5 рабочих дней, сроком почтовых пересылок.

Действие Лично в ИФНС Заверить у нотариуса Через сайт nalog.ru
С ЭЦП нотариуса Почтой России Доверенное лицо
На бумаге с ЭЦП
Регистрация ИП 800
2 дня
3700-5500
3 дня
1500-3300
2 дня
2500-4300
1 день
2500-4300
1 день
800
1 день
Внесение изменений -
2 дня
2900-3300
3 дня
300-1300
2 дня
500-2300
1 день
500-1800
1 день
Х
Прекращение деятельности ИП 160
2 дня
3060-4460
3 дня
460-1500
2 дня
1460-2460
1 день
960-1960
1 день
Х

В развитых странах люди привыкли доверять друг другу. Более того, у них государство доверяет налогоплательщикам и своим гражданам. При этом государство старается снять с себя максимально возможное количество функций, которые могут быть переданы коммерческим структурам, работающим под наблюдением государства. Частные тюрьмы, электронный документооборот – всё это элементы такого взаимного доверия.

В России было бы достаточно предоставить возможность направлять документы на регистрацию специалистам, имеющим квалифицированную электронную подпись. Обязать регистрирующие органы принимать в работу машиночитаемые документы и сократить срок с пяти дней до трех. Предусмотреть для таких специалистов ответственность за предоставление заведомо недостоверных документов и сведений. Предоставить возможность получения бумажных документов о регистрации без очереди. Это обнулило бы очереди в регистрирующих органах и способствовало развитию бизнеса в России.

03.05.2014 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24