ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Требую ноль

Председатель правительства взывал увольнять чиновников, которые не умеют работать с современными средствами коммуникациями. Они учатся из-под палки и весьма своеобразно.

Получение налогоплательщиком требования об уплате налогов, сборов, взносов, пени от налогового органа предполагает вполне определенную последовательность действий. Налогоплательщик оплачивает требование и этим своим действием взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом можно считать оконченным. Так задумано органами, но так далеко не всегда происходит в жизни.

Не выпустят за границу

Средства массовой информации, действуя исключительно в интересах читателей, пугают их негативными последствиями от неоплаченных долгов. Взыскание за счет денежных средств на счетах в банках мало кого пугают. Опасаются передачи долгов в службу судебных приставов, но действительно боятся – запрета выезда за границу. То что такой запрет не может пройти незаметно для налогоплательщика проживающего по адресу своей регистрации СМИ не сообщают, что страх превращает в панику.

Налоговый орган обычно направляет требование почтой и действующее законодательство предполагает, что на шестой день требование налогоплательщиком получено. Если считать, что почта России работает четко, то так обычно и бывает, но наши российские налогоплательщики далеко не всегда проживают по адресу своей регистрации и даже если проживают, просто не пользуются почтой – не выписывают газет и журналов, не получают письма и другие почтовые отправления. Они предпочитают Интернет. В итоге Требование до налогоплательщика не доходит.

Эта ситуация не секрет для органов власти, поэтому много лет действует приказ ФНС, согласно которому в случае получения от налогоплательщика или его представителя декларации, заявления, письма по системе электронной сдачи отчетности (телекоммуникационным каналам связи – ТКС), налоговый орган обязан направить Требование по ТКС в адрес налогоплательщика. Во-первых - это несопоставимо быстрее, а во-вторых – значительно дешевле.

Не получив оплаты в обозначенный в требовании срок, налоговики принимают Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в банке налогоплательщика. Все банки обязаны информировать налоговые органы об открытии / закрытии счетов в банках, поэтому налоговым органам не составляет труда направить Решение о блокировки суммы долга по всем известным счетам налогоплательщика, а затем и Решение о взыскании задолженности. Это у них настолько налаженная процедура, что такие Решения налогоплательщику не направляются вовсе, хотя по НК РФ налоговики должны это сделать. Если и направят, то с большой задержкой и только обычной почтой.

Если на Решение о взыскании банк отвечает сообщением о невозможности из-за отсутствия необходимой суммы, только тогда налоговый орган вправе передать взыскание в службу судебных приставов с одновременным информированием об этом налогоплательщика.

Судебный пристав возбуждает исполнительное производство, о чем почтой сообщает налогоплательщику. Здесь передача ч/з Интернет не предполагается. В своем сообщении судебный пристав предлагает добровольно в указанный срок оплатить задолженность. Если долг не оплачен в срок судебный пристав посылает запросы о наличии счетов, недвижимости, автомашин. При отрицательном ответе по истечении двух месяцев и сумме долга превышающим 20 тыс. руб. судебный пристав вправе запретить выезд за границу.

Таким образом, между Требованием от налогового органа и запретом выезда за границу налогоплательщик может получить множество писем, если конечно проживает по адресу своей регистрации и открывает свой почтовый ящик.

Пользователи портала Госуслуг тоже будут многократно проинформированы о наличии долга, что позволяет вовремя погасить долг или получить рассрочку у налоговых органов.

Требование незаконное

Налоговый орган может выставить незаконное Требование, что вынуждает налогоплательщика совершать определенные действия для урегулирования ситуации.

Налоговый орган не учел оплату налога надлежащим образом, неверно или дважды начисли налог по декларации, не определил задолженность налогоплательщика по предыдущему месту жительства. Всё это приводит к выставлению незаконного Требования.

Налоговики полагают, что налогоплательщик, получив незаконное требование, соберет все свои декларации и документы об оплате и посетит налоговый орган (обычно – несколько раз), что приведет к исправлению допущенной ошибки. Причем ошибку исправят «по-тихому», т.е. так, что ни один сотрудник ИФНС не «пострадает».

Однако, налоговый кодекс не возлагает на налогоплательщика обязанности исправлять ошибки налоговиков. Более того, закон предоставляет право обжаловать незаконные действия/бездействия налоговый органов, признавать незаконными отдельные документы, полученные от налоговых органов. Важно использовать это право.

При получении незаконного Требования налогоплательщик пишет жалобу в вышестоящий налоговый орган, в которой просит признать Требование незаконным. К жалобе прилагает копии документов об оплате, копии деклараций и т.п. Жалобу вместе с приложениями следует направлять в управление ФНС по субъекту федерации через портал nalog.ru через ИФНС, требование которой обжалуется.

В этом случае в ИФНС начинается процедура досудебного урегулирования спора, согласно которой налоговый орган либо урегулирует ситуацию в течение трех рабочих дней и попросит налогоплательщика отозвать жалобу, либо в тот же срок направит её со всеми своими документами в вышестоящий налоговый орган.

Здесь случаются парадоксы, т.е. ситуации противоречащие здравому смыслу. Так ИФНС передает жалобу в УФНС и сообщает, что свою ошибку исправили и ничего от налогоплательщика не требуют. Вот, казалось бы, повод наказать какого-нибудь чиновника за ошибку, но УФНС предоставляет ответ по жалобе, в котором пишет, что поскольку ошибка в ИФНС исправлена, то УФНС отказывает в рассмотрении жалобы по существу. Народная мудрость «Безнаказанность ведет к наглости» здесь отдыхает.

Это происходит из-за того, что Жалобы подлежат учету! Считают все жалобы на конкретную Инспекцию ФНС, сколько из них удовлетворили, сколько отказали, сколько оставили без рассмотрения. По результатам этого подсчета ранжируют инспекции субъекта федерации и назначают лучших и худших. Аналогично считают и в отношении Управлений ФНС по субъектам федерации. Таким образом, например, отказ в рассмотрении жалобы УФНС по г. Москвы показывает заинтересованность данного управления в этом подсчете в «свою пользу». Это как учитель ставит тройку двоишнику, чтобы его – учителя – не гнобили на педсовете.

Самое забавное, что в Управление ФНС сотрудники Инспекции ФНС пишут что-то содержательное, в то время как налогоплательщику считают достаточным выставить вместо незаконного Требования аналогичное Требование с нулевой суммой по задолженности. «Вот мы с вас ничего не требуем» -хотят сказать они своим документом.

Является нулевое Требование законным? Ответ очевиден для нормального человека, но не для сотрудника ИФНС. Ну не умеет этот сотрудник написать письмо в два предложения налогоплательщику, совсем другое дело – кликнуть мышкой в программе выставления требования, и как будто проблема решена.

Правительству очень хотелось бы, чтобы все налогоплательщики были грамотными, свободно могли использовать современные средства коммуникации, но этого добиться от своих подчиненных не могут. Причем чем ближе инспекция ФНС к центру Москвы, тем менее квалифицированные сотрудники в ней работают.

04.10.2016 00:00

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24