ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Порядок ради порядка

Любое дело можно погубить,
если навести в нем идеальный порядок

Не прошло и десяти лет, как МинФин и МНС уже решили навести порядок с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ) без патента и вмененного налога. Причем такой порядок, при котором до предпринимательской деятельности у предпринимателя руки не дойдут, в общем, как на кладбище.

До июля 2001 года ПБОЮЛ всего то был обязан вести:

  • тетрадь учета доходов и расходов,
  • журналы полученных и выставленных счетов фактур,
  • книги продаж и покупок,
  • журнал кассира-операциониста.

С июля 2001 года (п.2 Порядка ) неопределенная тетрадь заменяется "очень" определенной Книгой учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в которой помимо учета доходов и расходов в отдельных таблицах будут осуществляться расчеты амортизационных отчислений на основные средства (ОС), нематериальные активы (НА) и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы(МБП), а также расчет зарплаты работникам.

Как всегда хорошая идея о порядке доводится чиновниками до абсурда. Покажем это на примерах по тексту утвержденного порядка.

Так в абзаце 2 п.4. звучат зловещие слова об "отражении имущественного положения индивидуального предпринимателя", которые конечно греют душу чиновника, но вызывают сильный мороз в сердце этого самого индивидуального предпринимателя. Под "имущественным положением" они подразумевают лишь наличие активов и пассивов у предпринимателя, как хозяйствующего субъекта, но предпринимателям слышится в этих словах совсем другое. И это другое пугает предпринимателей.

В п. 7 говорится о том, что данным приказом утверждена примерная форма Книги учета, а в следующем абзаце объясняется, что только при очень веских основания, при согласовании с налоговыми органами Книга учета может быть несколько упрощена. Какие же основания могут подвигнуть инспектора налоговой инспекции на изменение формы Книги учета для конкретного предпринимателя? (вопрос риторический).

Также в п. 7 предпринимателей, оказывающих услуги населению, обязывают указывать в Книге учета фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) (при его наличии) физических лиц, которым оказываются соответствующие услуги. А что делать, если эти физические лица на такие вопросы предпринимателя покрутят у виска и пошлют куда подальше? Ведь обязанности у физических лиц предоставлять такие сведения предпринимателю нет и быть не может.

Даже положительная идея о компьютерном учете доводится в п. 8 до маразма. "На последней странице пронумерованной и прошнурованной индивидуальным предпринимателем Книги учета указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью. В аналогичном порядке должна быть оформлена и Книга учета, которая велась в электронном виде и выведенная по окончании налогового периода на бумажные носители".

Если учесть, что под налоговым периодом понимается календарный год, то применение электронного вида Книги учета дает колоссальные преимущества предпринимателю. В самом деле, если предприниматель не имеет компьютера, то пронумеровать, прошнуровать, подписать и опечатать в налоговой инспекции свою Книгу он обязан до начала календарного периода, чтобы туда что-то записывать. А если у него есть компьютер, то тоже самое он обязан сделать только через год - после окончания налогового периода. Как будут проверять эту книгу проверяющие у первого и второго предпринимателей остается загадкой.

Верхом изящества бюракратического запутывания можно назвать пункт 9.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: (далее следует перечень из 6 обязательных реквизитах документа)

Любой налоговый инспектор в этом пункте будет читать только первое предложение, в котором говорится, что принимаются к учету документы, составленные на унифицированных формах. То, что документы без унифицированных форм, которые должны что-то там содержать, не означает, что они принимаются к учету и по логике налогового инспектора приниматься не будут (существует такая отдельная логика налогового инспектора).

Требование применения унифицированных форм документов для предпринимателей очень трудно выполнимое требование. Подавляющее большинство предпринимателей изготавливает рукописные документы и приобретение с последующим заполнением усложненных унифицированных форм - тяжелая обуза для них.

Пункт 13 предполагает отражение доходов и расходов кассовым методом, т.е. по факту оплаты. Это звучит довольно странно, поскольку всем юридическим лицам - малым предприятиям навязывается применяемый во всем мире метод по факту отгрузки. Это также будет препятствовать совместной деятельности предпринимателя с юридическими лицами. Кроме того, себестоимость реализованных товаров (работ и услуг) по п. 14 также должна отражаться с учетом фактических затрат (оплат) на их приобретение. Это крайне затруднительно будет сделать для постоянных затрат, таких как аренда, коммунальные платежи и услуги, поскольку их приобретение связано с временным фактором, а оплата с наличием свободных денег у предпринимателя. В п. 15 также указывается на сложность расчета себестоимости: Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Для большинства предпринимателей не знакомых с бухгалтерским учетом также будет непонятна фраза "следует отражать в учете как расходы будущих периодов". Действительно, это отражение в приведенной Книге учета доходов и расходов не применяется, а применить его можно только в бухгалтерском учете. Тогда для чего упоминать расходы будущих периодов.

Учет основных средств предпринимателем списан с ПБУ 6/01 по учету основных средств юридически лиц. Правда, в п. 25 предпринимателям отказано в индексации стоимости ОС, что на наш взгляд неправомерно. Начисление амортизации, как по ОС, так и по МБП входит в противоречие с п. 15, так как по п. 30 и п. 35 начисление амортизации производится независимо от результатов хозяйственной деятельности.

В разделе II Книги учета, в расчете амортизационных отчислений ОС в 16-ом столбце отражается сумма дополнительного списания до 50 процентов стоимости ОС, в то время как в тексте приказа об этом ничего не сказано.

Также вызывает недоумение амортизация МБП. В соответствии с новым планом счетов бухгалтерского учета, на который должны перейти все предприятия в 2001 году, МБП удалены как понятие. Однако их по непонятным причинам решили ввести для предпринимателей. Опять хотели как лучше?

Совершенно непонятно почему для предпринимателей оставили только один способ начисления амортизации МБП из трех, которые применялись до 2001 года. Ранее амортизация МБП начислялась в соответствии с учетной политикой предприятия по факту пуска в эксплуатацию и/или по факту выбытия по одному из трех способов:

  1. 100% при пуске, 0% при выбытии
  2. 50% при пуске и 50% при выбытии
  3. 0% при пуске и 100% при выбытии.

Наверно это делается для "упрощения" учета МБП у предпринимателей.

Спрятанным оказался один из самых тяжелых налогов - единый социальный налог 35,6 процента от фонда оплаты труда. Хотя он непосредственно связан с расходами на оплату труда наемных работников, он в эти расходы не включается. Включать его почему то надо в прочие расходы.

В последнем пункте приказа можно было бы объяснить предпринимателям, что срок хранения документов в четыре года определяется тем, что срок исковой давности по ГК РФ составляет три года, а налоговой проверкой могут быть охвачены три года деятельности, предшествующие текущему.

Ничем другим как отеческой заботой о предпринимателях нельзя объяснить форму Книги учета доходов и расходов. Благодаря таблице всего из двадцати пяти столбцов предприниматель ежедневно сможет учитывать свои доходы и расходы. Заполняя всего двадцать столбцов таблицы расчета амортизации ОС, предприниматель сможет восстановить их первоначальную стоимость. Совершенно обидно за 11 и 9 столбцов в таблицах по расчету амортизации МБП и НА. Вот только найти предпринимателя, который бы всё это оценил по достоинству будет очень трудно.

Для чего задумана эта реформа учета для предпринимателей? Всё крутится вокруг стандартов учета. А может не изобретать велосипед, а взять и просто разрешить предпринимателям вести бухгалтерский учет? Не так глупо? Всё равно без бухгалтера для ведения Книги учета не обойтись, а учить и переучивать этой доморощенной системе учета обойдется дороже, особенно предпринимателям. Правда надо будет научить бухгалтерскому учету налоговых инспекторов, что сделать будет гораздо труднее, хотя и значительно дешевле.

26.05.2001

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24