ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Тряпошный учет - 1

Учет доходов и расходов предпринимателями ведется в большинстве случаев для налоговой инспекции. Насколько прибыльным или убыточным является бизнес предпринимателя остается загадкой, в том числе, для самого предпринимателя. Происходит это по нескольким причинам:

  • Ошибочное общественное мнение таково, что доля теневых операций (серых) в малом бизнесе велика (40-100%). С одной стороны признание этого факта должно сподвигнуть общество к очищению, с другой - советская привычка "поступать как все" воспроизводит эту негативную тенденцию. Так или иначе, учет теневых операций сильно затруднен, ведут его единицы, а рапорты налоговой полиции о том, что именно учет теневых операций позволяет бороться с теневым бизнесом, способствуют уменьшению желающих вести такой учет.
  • Ведение учета вызвано желанием собственника знать состояние своего бизнеса. Коммерческое предприятие, как хозяйственный комплекс, по ГК РФ приравнивается к недвижимости, однако от материального объекта - здания, бизнес отличается почти виртуальными свойствами - его невозможно пощупать, хотя можно продать или купить, как дом. В каком состоянии этот "дом" и сколько он стоит зависит от его содержания, то есть от УЧЕТА.
  • Помимо желания содержать бизнес в порядке требуется ещё и понимание как это делать с определенной степенью квалификации. Данная заметка, по мнению авторов, должна заронить семя сомнения в правильности отношения предпринимателей к своей предпринимательской деятельности.

Глава 25 НК РФ "О налоге на прибыль организаций" вводит понятие налогового учета, как основного учета для исчисления налогов. Фактически такой учет по ряду налогов уже введен - налог с продаж, НДС. Желание отделить налоговый учет от бухгалтерского, по нашему мнению, вызвано неспособностью государства и общества подготовить грамотных налоговых инспекторов разбирающихся в бухгалтерском учете. Если же такие случаи случаются, то такие специалисты оказываются востребованы коммерческими структурами, а в налоговой остаются остальные. В поиске выхода из такого положения видимо решено выделить налоговый учет в отдельную форму учета, который с одной стороны проще, а с другой - обученные налоговые инспектора не будут разбираться в бухгалтерском учете и будут больше задерживаться на государственной службе, прежде чем их переманят в коммерческие структуры. Таким образом частично решится кадровая проблема налоговиков. Такой подход имеет и явно негативный аспект, поскольку бухгалтерский учет останется нужным лишь предприятию или собственнику бизнеса. Собственник, как уже ранее говорилось, не осознает в полной степени этой потребности и по этой причине бухгалтерский учет будет вымирать на малых предприятиях, а вместе с ним и сами предприятия.

Так зачем же нужен бухгалтерский учет? На первый взгляд доморощенного предпринимателя кажется всё просто: купил - продал и получил доход. Такая последовательность операций имеет место только для первой торговой операции или для "очень ленивого" предпринимателя. Вторая торговая операция операция будет заключаться уже в том что, купить надо больше (с учетом полученного дохода) и продать надо раньше. Таким образом операции покупки товаров и их последующей продажи выстраиваются в различной последовательности. При этом и возникает потребность бухгалтерского учета, когда последующая торговая сделка начинается при незавершенной предыдущей что бы в любой момент времени знать состояние своего бизнеса. Пренебрежение этим приводит к неправильному восприятию результатов предпринимательской деятельности и принятии неверных бизнес решений.

Рассмотрим простейшую диаграмму возникновения доходов и расходов у предпринимателя. В кружочках обозначены следующие события:

0 - Выделение денег на предпринимательскую деятельность предпринимателем.

1 - Покупка товара (оплата поставщика и оприходование в один день)

2 - Продажа товара (оплата покупателем и отгрузка в один день).

Синяя линяя - рубеж отчетного периода.

Обращаем Ваше внимание, что товар переходит в расходы лишь в момент его продажи, а не во время покупки, как это кажется многим предпринимателям.

Так же следует обратить внимание на такое событие в предпринимательской деятельности как рубеж отчетного периода. На диаграмме представлен рубеж внутри календарного года. Он является промежуточным. Обычно с начала календарного года доходы и затраты обнуляются, путем формирования чистой прибыли за год (реформация баланса) и начинается их новое накопление в новом году.

На диаграмме не представлены ещё многие важные статьи учета, такие как: налоги, зарплата, амортизация, аренда и др.. Для предпринимателя налоги начисляются по результатам деятельности за год и только НДС за месяц, а для малых (с оборотом меньше 1 млн. рублей в год без НДС и налога с продаж) - квартал. В результате налоги можно интерпретировать как расходы, возникающие в конце года. В результате вычета из доходов расходов и налогов получается ЧИСТЫЙ доход, т.е. тот результат деятельности, ради которого всё и задумано предпринимателем.

Такая упрощенная схема бизнеса заложена законодателем в форму учета доходов и расходов ПБОЮЛ. Однако жизнь гораздо богаче. Например, движение товара и движение денег не связаны столь однозначно - эти события происходят в общем случае в разные дни. На следующей диаграмме представлены примеры образования доходов и расходов при учетной политике определения факта продажи по отгрузке. В кружочках обозначены следующие события:

0 - Выделение денег на предпринимательскую деятельность предпринимателем.

1 - Оплата поставщика

2 - Оприходование товара (фактическое получение)

3 - Оплата от покупателя

4 - Отгрузка покупателю.

.

Стрелка 1-2 - приобретение товара по предоплате.

Стрелка 3-4 - реализация товара по предоплате

Стрелка 2-1 - покупка товара с отсрочкой платежа

Стрелка 4-3 - продажа товара с отсрочкой платежа.

На следующей диаграмме представлены примеры образования доходов и расходов при учетной политике определения факта продажи по оплате. Заметим, что такая форма учетной политики (по оплате) существует только в России, в то время как во всем цивилизованном мире - по отгрузке.

Какой вариант учетной политики лучше? Отличие состоит в том, что при политике по оплате Ваш бизнес будет легче переживать подъем, чем спад, в то время как при политике по отгрузке, Ваш бизнес будет не так быстро расти, но и зато спад пережить будет значительно проще. Так что лучше следовать за цивилизованным миром и применять политику по отгрузке.

В приведенных диаграммах приведены лишь несколько примеров из огромного многообразия жизненных ситуаций. Так например не отражена ситуация, когда товар Вам дается на реализацию или с отсрочкой платежа, а вы его продаете гораздо ранее срока платежа, получая при этом бесплатные оборотные средства. Или случай посреднической деятельности, когда товар Вам передается принципалом без перехода к Вам права собственности. И т.д., и т.п..

Из приведенных примеров видно, что в общем случае, доходы, расходы, налоги и чистая прибыль значения вычисляемые благодаря бухгалтерскому учету.

Существует способ определения чистой прибыли без ведения бухгалтерского учета - следует бизнес прекратить, всех уволить, а запасы распродать. Затем из полученных денег вычесть вложенные суммы и причитающиеся налоги и у Вас автоматически получится чистая прибыль. Но такой способ лучше применять крайне редко.

17 сентября 2001

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24