ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Единый единый налог

Какие причудливые формы могут принимать самые элементарные устремления в России. Желание упростить систему налогообложения породило понятие единого налога. "Единый налог" - как заманчиво звучит это для налогоплательщиков! Им в слове "единый" слышится "единственный". Для законодателя это не так.

Первый единый налог появился в декабре 1995 года вместе с Законом №-222 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения...".  Единый налог уплачивали юридические лица, перешедшие на упрощенную систему. ПБОЮЛ уплачивали единый налог в форме стоимости патента.

Второй единый налог прочно связали с налогом на вмененный доход. Его уже уплачивали почти во всех регионах как малые предприятия, так и предприниматели, но только по отдельным видам деятельности. До революции 1917 года такой налог назывался оброк.

Третий единый социальный налог стал действовать с 2001 года на основании одноименной главы 24 Налогового Кодекса. Этот налог объединил в себе отчисления во внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования - территориальный и федеральный, и фонд социального страхования. Третий единый стали уплачивать все хозяйствующие субъекты, поскольку он был тесно связан с оплатой труда работников и доходом ПБОЮЛ. 

Некоторое своеобразие этому налогу придает то, что в нем остались самостоятельными отчисления по перечисленным фондам с собственными правилами учета и расчета, а так же то, что ЕДИНЫЙ налог при уплате расщеплялся на три-четыре части. 

Все эти единые налоги фактически не решили стоящих перед ними проблем. Первые два единых налога, оторванные от результата коммерческой деятельности, делали либо убыток государству, либо уничтожали хозяйствующий субъект. По этой причине их не любят либо налоговые органы, либо разоряемые предприниматели. Нелюбовь налоговыми органами этих налогов внушается нестойким предпринимателям, и те уже не стремятся к чему-либо единому.
        Единый социальный налог не дал упрощения никому - ни налоговым органам, на которых свалилась эта гора противоречивых указаний, ни налогоплательщикам, у которых эти изменения вызвали головную боль, ничего фактически не изменив (кроме бланков отчетности и увеличения беготни между фондами). 
        Зачем же это всё делается с "едиными" налогами? Вразумительного ответа на этот вопрос не существует. Ответ можно найти разве что в контексте интеллектуальной войны, ведущейся между "заботливым" государством и "корыстными" предпринимателями. Государство серьёзно подавлять бизнес в России уже не может (международный престиж пострадает), а вот сделать  его жизнь невыносимой, это вполне реализуемо с помощью "единых" налогов. В этом русле произошли последние изменения в ЕСН.
        Первое в военном наступлении - неожиданность. Ну кто мог ожидать, что изменения в гл. 24 НК РФ, принятые Думой 21 декабря 2001 года, будут утверждены уже 26 декабря 2001 года и тем более будут подписаны Президентом под самый новый год - 31 декабря 2001 года. А то, что эти изменения вступают в силу с 01 января 2002 года, Вы уже догадались. И это несмотря на то, что изменения по НК РФ должны вступать в силу не ранее, чем через месяц после опубликования. 
        Как в любой войне, должен быть благовидный предлог для нападения. Этим предлогом стала "пенсионная реформа", о необходимости которой уже давно говорили ... В самом деле как было бы здорово, если бы пенсия хоть немного зависела от результатов труда и трудозатрат.  Это святое понятие для советского человека  - "трудовой стаж" -  наконец решили заменить капиталистическим пенсионным страхованием. Осталось это сделать так, чтобы все об этом пожалели. И им это удалось.
 

В соответствии с Федеральным Законом № 198-ФЗ и Законом о пенсионном страховании № 15 теперь часть единого (но делимого) социального налога будет направляться непосредственно в пенсионный фонд ДВУМЯ! платежными поручениями - страховая и накопительная часть. От одного этого нас должна охватить гордость за родную страну! Как же, ранее мы платили ЕСН четырьмя платежами ежемесячно, а теперь будем ШЕСТЬЮ! (Здесь мы = работодатели). ПБОЮЛ теперь тоже будет платить не каким-то там тремя квитанциями "ПД4-налог", а целыми пятью, причем первые три ему дадут в ИМНС, а за оставшимися двумя придется сбегать в ПФ.

Наконец записали в Законе, что авансовый расчет по ЕСН, заверенный в ИМНС, надо будет сдавать в ПФ (раньше только в ФСС). Вы чувствуете на себе заботу государства?

Изменен порядок применения регрессивной шкалы. Если ранее для ее применения требовалось, что бы средняя зарплата на предприятии была выше 4200, то теперь будет достаточно 2500. Упразднены алгоритмы с отбрасыванием наиболее оплачиваемых работников. Получить экономию от регрессии можно будет только после окончания года и подачи соответствующих расчетов, а в течении года на это можно только надеяться.

Движимые исключительно заботой о малом бизнесе Дума, Совет Федерации и Президент изменили объект обложения по ЕСН для ПБОЮЛ с патентом. Видимо эта категория предпринимателей особенно нелюбима властью (приравнивается к диверсантам). Если ранее ЕСН уплачивался исходя из стоимости патента, то теперь эта связь признана порочной и безжалостно отброшена.

С 2002 года ПБОЮЛ с патентом будет уплачивать ЕСН, как 22,8 процента от десятой части своей валовой выручки (абзац 2, пункт 3, статья 237, глава 24 НК РФ). То, что это плохо, понятно всем (кроме законодателей), но плохо будет по разному. Подтвердим это элементарным расчетом. 

Пусть ПБОЮЛ с патентом в г. Москве осуществляет свою деятельность третий год. Стоимость его патента будет 48 МРОТ или 4800 рублей. В 2001 году сумма ЕСН для такой стоимости патента была (стоимость патента*0,13/0,228) 8418 рублей и не зависела от вида деятельности предпринимателя. 

В 2002 году такой сумме ЕСН будет соответствовать валовой доход в размере (сумма ЕСН/,228*10) 369210 рублей в год или 30767 рублей в месяц. 

Не секрет, что валовая выручка и доход для разных видов деятельности имеют различные соотношения. 

Если Вы классный специалист и Вам за услуги платят около 1000 у.е. в месяц, то Вам эти изменения не страшны (доля затрат в выручке у Вас незначительна). Разве только увеличится объем учетных операций и беготни по фондам. 

Если Вы выполняете работы или занимаетесь производством, и в Вашей выручке доля  затрат составляет около половины, то Вам валовой доход в 1000 у.е. в месяц может показаться маленьким.

Если Вы занимаетесь розничной торговлей или оптовыми продажами, то для Вас выручка в 1000 у.е. в месяц покажется смехотворной, а изменения - устрашающими. Тем более что в Законе ничего не говорится о налоге с продаж и НДС. Таким образом, ПБОЮЛ с патентом в 2002 году будет уплачивать 2,28 процента в форме ЕСН со следующих сумм:

  • налога с продаж
  • НДС
  • стоимости приобретенных товаров, материалов и топлива
  • стоимости основных средств
  • оплаты труда наемных работников с учетом ЕСН на эту оплату
  • прочих расходов.

Вот так проводится дискриминация в отношении предпринимателей с патентом. Для тех кто не стал брать патент, ЕСН будет исчисляться от разницы между доходом и расходом, что даст заведомо меньшую сумму ЕСН. Любопытно в этой связи упоминание в Законе 198-ФЗ о том, что расходы у ПБОЮЛ будут рассматриваться в контексте гл. 25 НК РФ "О налоге на прибыль предприятий", в которой для определения расходов вводится НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. Может радетели за ЕСН желают повесить хомут налогового учета на ПБОЮЛ без патента? Об этом можно только догадываться. 

Абсурдность такого положения очевидна. В ближайшем будущем она будет оспорена в Конституционном суде, и, как это бывало не раз, Конституционный суд признает эту норму неконституционной.

Как же быть предпринимателю с патентом? По анализу прошлых разбирательств можно предполагать следующее: те предприниматели, которые будут защищать свои права через Конституционный суд, будут этим судом защищены. Нарушенные права остальных ПБОЮЛ с патентом будут восстановлены с момента изменения законодательства. Конституционный суд даст законодателю на эти изменения срок, скорее всего, до конца 2002 года. А там подоспеют и новые главы НК по "поддержке" малого бизнеса.

Манипуляции с едиными налогами скорее всего не прекратятся. Можно предложить вместо всех налогов ввести один единый единый налог (ЕЕН) и  сделать его составным, например, из НДС, налога на прибыль, налога на имущество и других ныне действующих налогов. Конечно, в единый единый налог должен быть включен единый социальный налог, который уже единый. Рассчитывать составные части следует от разных баз и платить в разные места, причем платить всем и без всяких льгот в размере 100 процентов выручки, а после окончания года все подадут декларации по единому единому налогу, отнесут заверенные копии всем фондам, и может даже кому-нибудь что-нибудь вернут, если они конечно не будут иметь задолженности перед бюджетом и заранее возьмут об этом справку от того кто может вернуть, если заранее подадут заявление на получение такой справки, и если ...

19.01.2002

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24