ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

С новым КоАПом!

С 01 июля 2002 года вступает в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Старый кодекс от 1984 года с последующими дополнениями и изменениями имел задачу “охраны общественного строя СССР, социалистической собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан” и т.д.. В силу своего советского происхождения в нем не предусматривалась административная ответственность юридических лиц – только граждан, отсутствовало понятие предпринимателя. Причиной такого положения было то, что при советском строе юридические лица были только государственными и иногда кооперативными, а предприниматели вообще были классовыми врагами общественного строя.

Со времени принятия старого Кодекса в нашем обществе произошли коренные изменения. Накануне вступления в силу нового Кодекса США признали в России наличие рыночной экономики. Однако, мировоззрение законодателя изменилось не столь радикально, что выразилось во многих положениях противоречащих новым рыночным отношениям в нашем обществе.

Должность – предприниматель

Несмотря на существование множества законодательных актов, определяющих правовой статус предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ), полной ясности в этом нет. С одной стороны, предприниматель это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. С другой - по ст. 23 ГК РФ к деятельности ПБОЮЛ применяются нормы и правила обычно применяемые к юридическим лицам. Такое положение выгодно государству. Оно, например, позволяет дважды взять налог с продаж с ПБОЮЛ – первый раз, когда предприниматель приобретает товары за наличный расчет как физическое лицо, и второй раз, когда предприниматель продает эти товары покупателям физическим лицам.

Во вступающем в силу Кодексе об административных правонарушениях эту задачу так же не решили, а ещё более запутали ситуацию. Так в ст. 2.4. к должностным лицам относятся “лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Они несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное”. Приравнивать предпринимателей к категории простых граждан или к юридическим лицам законодатель не стал, а решил дать им “должность”. Теперь любой гражданин, желающий занять должность может это сделать просто зарегистрировавшись в качестве ПБОЮЛ.

ПБОЮЛ лучше, чем юрлицо

У правительства и законодателей руки чешутся помочь малому бизнесу. Во всех проектах об упрощенной системе и вмененном налоге такие формы как ПБОЮЛ и юридические лица (ООО, ЗАО, кооперативы и другие) рассматриваются как равноправные, с точки зрения налогообложения. Все предусматривают отмену фиксированной стоимости патента для ПБОЮЛ. При этом предприниматели полагали, что при равенстве налогообложения вести деятельность от имени юридического лица предпочтительнее, поскольку, например, ответственность ООО меньше, чем ответственность по нормальным рискам предпринимательской деятельности ПБОЮЛ. ООО рискует вкладами в уставный капитал, а ПБОЮЛ – всем своим имуществом. Но существуют риски штрафов и со стороны государства.

В новом Кодексе об административных правонарушениях размер штрафов налагаемых на юридические лица в десять раз выше, чем размер штрафов, налагаемых на ПБОЮЛ по тем же правонарушениям (гл. 14). В свою очередь, штрафы на ПБОЮЛ выше чем, на простых граждан всего в два-три раза. Но ведение предпринимательской деятельности, за редким исключением, возможно только от имени ПБОЮЛ или юрлица.

Целый ряд правонарушений совершаются гражданами, являющихся представителями юридических лиц. В соответствии с ст. 2.10 п. 2 “В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу”. Из этого следует, что штрафы налагаются на гражданина – исполнителя и на юридическое лицо одновременно.

Таким образом, причиной резкого сокращения юридических лиц - коммерческих предприятий в ближайшие годы будет именно КоАП.

Красная карточка ПБОЮЛ

В действующем законодательстве отсутствует понятие ликвидации предпринимателя без образования юридического лица, хотя действуют ликвидационные механизмы по отношению к юридическим лицам.

Новацией нового Кодекса об административных правонарушениях (ст. 14.13) является возможность дисквалификации ПБОЮЛ, как должностного лица, на срок до трех лет в случае совершения правонарушений при банкротстве.

Как это может происходить практически – остается загадкой, ведь ПБОЮЛ, как правило, является собственником бизнеса, как хозяйственного комплекса, как единственного источника дохода, и единственным исполнителем. Как предприниматель, который обладает правом ведения предпринимательской деятельности по Конституции, может быть лишен этого права на какой-либо срок неясно, поскольку это также означает лишение гражданина единственного источника дохода и права распоряжаться принадлежащим ему имуществом. В этом проявляется непонимание законодателем статуса предпринимателя в обществе с рыночной экономикой.

По какому закону накажут

В новом Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, которая также предусмотрена другими законодательными актами, например, такими как Налоговый кодекс, Закон “О защите прав потребителей”, и другими. По общему правилу, применению подлежит тот закон, который принят более высоким органом, а при равенстве – тот который имеет более позднюю дату принятия. В некоторых моментах это облегчает наказание. Сама процедура административного наказания предусматривает для предпринимательских структур участие арбитражного суда, поскольку помимо самого факта нарушения должна быть установлена вина в совершении правонарушения. Доказывать невиновность не требуется. Напомним, что до 01 июля 2002 года административные штрафы имела право налагать, например, инспекция по налогам и сборам.

29.06.2002

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24