ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

О переходных проблемах новой "упрощенки"

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.02 №104-Ф3 такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения, вводится в действие с 1 января 2003 г. До указанной даты действует Федеральный закон от 29.12.95 №222-Ф3 "Об упрощенной системе налогообложения…", который устанавливает эту систему лишь для субъектов малого предпринимательства. Закон № 222-Ф3 согласно ст. 3 Закона №104-Ф3 утрачивает силу с 1 января 2003 г. Однако законодатель оставил "за кадром" правового регулирования целый комплекс переходных проблем между старой и новой "упрощенкой".

Если желающий применять "упрощенку" с 1 января 2003 г. сейчас этого не делает…

Согласно ст. 346.13 НК РФ (вводимой в действие, как и вся глава 26.2 НК РФ, с 1 января 2003 г.) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

Однако желающие перейти на "упрощенку" не могут использовать норму ст. 346.13 НК РФ (и подать заявление с 1 октября по 30 ноября 2002 года.), поскольку сама норма бездействует до 1 января 2003 г. Если применять ст. 346.13 НК РФ, то можно подать заявление только с 1 октября по 30 ноября 2003 г. и перейти на "упрощенку" с 1 января 2004 г. Налицо очередное опущение законодателя при формулировке переходных правил при принятии новых налоговых норм.

Единственным выходом (при продолжающемся бездействии законодателя) является применение в данной ситуации норм Закона № 222-Ф3. Поскольку в соответствии с п. 1,4 ст. 5 этого Закона заявление о выдаче патента (официального документа, подтверждающего право применения "упрощенки") подается не менее чем за один месяц до начала очередного квартала, то желающие применять "упрощенку" с 1 января 2003 г. должны подать заявление до 30.11.2002 включительно. Поскольку 30.11.2002-суббота, то в силу ст. 6.1 НК РФ последним днем подачи заявления будет 02.12.2002.

Законным обоснованием таких действий служит п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому неустранимые неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Неустранимая неясность здесь налицо: специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 НК РФ, вводится в действие с 1 января, а перейти с общего режима на него (по его правилам, ст. 346.13 НК РФ) как показано выше, при буквальном толковании налогового законодательства возможно только не ранее 1 января 2004 г. Очевидно, что законодатель, принимая главу 26.2 НК РФ и вводя ее в действие с 1 января 2003 г., такой цели не ставил.

Следует учитывать, что при применении "упрощенки" начиная с 1 января 2003 г. организация должна соответствовать критерию, установленному п. 2 ст. 346.12 НК РФ (не превышение по итогам девяти месяцев 2002 г. доходом от реализации, определяемым в соответствии со ст. 249 НК РФ, отметки в 11 млн рублей без учета НДС и НСП). Это объясняется тем, что п. 2 ст. 346.12 НК РФ начнет действовать с 1 января 2003 г. и невыполнение его требований означает отсутствие права у организации применять "упрощенку" (это прямо вытекает из данной нормы).

Если применяющий "упрощенку" сейчас, с 1 января 2003 г. откажется от нее…

Отказ от продолжения применения "упрощенки" начиная с 1 января 2003 г. также может производится с учетом норм Закона № 222-ФЗ. В соответствии с п. 8 ст. 5 этого Закона отказ от применения упрощенной системы и возврат к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (т. е. Нее позднее 16.12.2002).

По умолчанию отказаться от применения "упрощенки" (на основании того, что Закон № 222-ФЗ заменяется главой 26ю2 НК РФ) налогоплательщик не может (это не предусмотрено переходными положениями Закона № 104-Ф3). Если заявление об отказе не подано до 16.12.2002 включительно (п. 8 ст. 3 Закона № 222-Ф3), то с нового года налогоплательщик обязан применять "упрощенку" по правилам главы 26.2 НК РФ. Единственное утешение - после 1 января можно на основании п. 6 ст. 346.13 НК РФ перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года (т.е. с 1 января 2003 г.), уведомив (т.е. подав заявление) об этом налоговый орган не позднее 15.01.2003. Однако в любом случае заявление об отказе от применения "упрощенки" подать надо.

Если применяющий "упрощенку" сейчас, после 1 января 2003 г. желает это продолжать…

Предыдущий вывод с юридической точки зрения неоднозначен (поскольку можно доказывать, что глава 26.2 - это другой специальный налоговый режим по сравнению с Законом № 222-Ф3, так как распространяется не только на субъектов малого предпринимательства). Однако в ситуации бездействия законодателя это имеет один весьма существенный позитивный аспект для налогоплательщика. Применяющий "упрощенку" в 2002 г. (и не успевший подать заявление о ее применении до 30.11.2002 включительно на основании п. 1,4 ст. 5Закона № 222-Ф3) может применять ее в 2003 году по умолчанию. В пользу такого подхода можно использовать презумпцию правоты налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), так как законодатель, вводя с 1 января 2003 г. главу 26.2 НК РФ, не предусмотрел ни обязанности, ни сроков для подачи заявления налогоплательщиками, применявшими "упрощенку" до 1 января 2003 г. и желающими продолжать ее применять и после указанной даты.

Вышеизложенные выводы фактически подтверждаются письмами УМНС РФ по г. Москве от 29.10.2002 № 27-08н/51546 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъекта малого предпринимательства" и МНС РФ от 15.10.2002 №22-2-16/1313-АИ170. В письмах ничего не говорится о проблемах перехода на главу 26.2 НК РФ. Однако дата их принятия (за два с половиной месяца до прекращения действия Закона № 222-Ф3) свидетельствует о том, что они являются рекомендацией для решения указанных проблем.

В частности, УМНС по г. Москве указало, что "право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном законом…

Учитывая то обстоятельство, что законом не предусмотрен отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по умолчанию налогоплательщика (без письменного уведомления налогового органа в установленные сроки), непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления об отказе от применения данной системы налогообложения, а равно и о выдаче на очередной календарный год патента, не может служить основанием для перехода (перевода) такого налогоплательщика с начала очередного календарного года на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности. (Основание: Письмо МНС РФ от 15.10.2002 № 22-2-16/1313-АИ170.)

Если налогоплательщиками несвоевременно подано заявление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, то такие налогоплательщики переводятся на обычную систему с начала года, указанного в заявлении".

В соответствии со ст. 4 НК РФ упомянутые письма налоговых органов не относятся к налоговому законодательству и не могут изменять и дополнять его. Однако когда законодатель в очередной раз не продумал переходных положений, эти письма полезно учитывать при толковании данной неустранимой неясности Закона № 104-Ф3 (естественно, в пользу налогоплательщика согласно п. 7 ст.3 НК РФ).

Если применяющий "упрощенку" сейчас, после 1 января 2003 г. не отвечает новым критериям…

Нередки ситуации, когда субъекты малого предпринимательства, использующие "упрощенку" сейчас, не соответствуют критериям, установленным п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ. Возникает вопрос: вправе ли такие субъекты применять "упрощенку" после 1 января 2003 г. по правилам закона № 222-Ф3, ссылаясь на абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 №88-Ф3 "О господдержке малого предпринимательства в РФ" (о неприменение этими субъектами в течение первых четырех лет своей деятельности изменений налогового законодательства, ухудшающих условиях их хозяйствования)?

По мнению автора, ответ должен быть отрицательным. Такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения, существовал и до 1 января 2003 г. (Закон № 222-Ф3). После нового года глава 26.2 НК РФ установила иные правила его применения, но принципиальные особенности этого налогового режима остались те же. Поэтому после 1 января применение упрощенной системы по правилам Закона № 222-Ф3 невозможно, так как он полностью утрачивает силу с 1 января 2003 г. Если субъекты (не важно приняли они "упрощенку" до нового года или нет) не отвечают требованиям п. 2 и 3 ст. 346.12 главы 26.2 НК РФ, то после 1 января 2003 г. применять упрощенную систему они не могут.

Д.Черкаев,
зам.зав. кафедрой гражд. и предпр. права ГУ-ВШЭ,
доцент, к.ю.н.


27.11.2002
Экономика и Жизнь, №49 2002

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24