ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Новый упрощенный порядок ведения учета

Упрощенный порядок вводится приказом МНС от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606. В отличии от предыдущих налоговых изменений Порядок вводится заблаговременно, но, как и ранее, с недоработками и противоречиями.

Упрощенная система налогообложения начинает работать с 2003 года и имеет два варианта уплаты единого налога:

    •       6 процентов от дохода
    •       15 процентов от дохода уменьшенного на величину расходов.

Исходя из этого Книга учета доходов и расходов имеет значащами всего два столбца: доходы (4) и расходы (5), причем везде в порядке указывается, что столбец расходы заполняется только, если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения Доходы, уменьшенные на величину расходов. Мы не станем каждый раз указывать на эту особенность, но читатель должен всегда помнить, что если он выбрал доходы в качестве объекта, то о записи расходов в Книгу учета он может забыть.

В ранее действующей редакции Книги учета доходов и расходов было на два столбца больше: доходы непринимаемые для налогообложения, и расходы непринимаемые для налогообложения. В такой Книге налогоплательщик действительно мог отразить все хозяйственные операции, в то время как в новой - только связанные с доходами и расходами.

Больше всего недоумения вызывает первый пункт Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов:

1.1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов), в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Хронологическая последовательность предполагает, что хозяйственные операции заносятся в Книгу в порядке их фиксации во времени, т.е. упорядоченные по дате.

Первичные документы - накладные, товарные чеки, акты выполненных работ, платежные документы - имеют дату, сумму и содержание, а так же указание на наличие косвенных налогов, наких как налог с продаж, НДС.

Позиционный способ предполагает запись Доходов в столбец Доходы, а расходов - соответсвенно - в Расходы.

Все хозяйственные операции в данной редакции книги отражены быть не могут, поскольку форма Книги этого не позволяет. В Книге могут быть отражены только доходы и расходы.

Под отчетным (налоговым) период следует понимать по ст. 346.19 НК РФ - квартал (год) соответственно. Отличие в учете состоит в том, что налоговый период начинает накапливать доходы и расходы с нуля, в то время как отчетный - начиная с последниего значения предыдущего периода.

Новый электронный вид

Теперь и предпринимателям применяющим упрощенную систему дозволено вести учет с применением компьютера! . При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители, однако срок выполнения такого действия не установлен. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.

Очевидно, что возникнет очередь в ИМНС за получением высочайшей печати, проставление которой обусловят посещением инспектора. Инспектор ИМНС должен будет просмотореть книгу, к чему-нибудь придраться, потребовать пару раз перепечатать её, после чего Книга будет прошита и опечатана. Но, кто в за печатью не пойдет, ни чем не рискует. Всё это инспектор ИМНС может сделать и в рамках камеральной проверки в любое удобное для него время, но только после окончания налогового периода и в течение трех лет. Затем наступает срок исковой давности.

В какой момент возникает доход и расход

Ст. 346.17 НК РФ определяет дату получения доходов как день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Однако любая передача товаров (работ, услуг) предполагает по крайней мере два события:
                1. отгрузка товаров (признание работ, услуг выполненными)
                2. поступление оплаты

Очевидно, что отгрузка и оплата далеко не всегда происходят в один день. При этом возможны три варианта:

      1.   оплата и отгрузка проиходят в один день = день получения дохода
      2.   оплата происходит после отгрузки - по факту оплаты
      3.   отгрузка просходит после предоплаты - по факту отгрузки, поскольку только в этот момент заканчивается возмездная передача права собственности на имущество (товар, работы, услуги).

Аналогично определяется день возникновения расходов (кроме товаров):

      1.  оплата и отгрузка проиходят в один день = день возникновения расходов
      2.  оплата происходит после отгрузки - по факту оплаты
      3.  отгрузка просходит после предоплаты - по факту отгрузки, поскольку только в этот момент заканчивается возмездная передача права собственности на имущество (товар, работы, услуги).

Любой предприниматель знаком, что для подтверждения затрат ему необходимо два документа: документ об оплате и документ на товар (работу, услугу). Кроме формального наличия этих документов важно также и назначение произведенных расходов. У ПБОЮЛ принимаются расходы непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью, а для применяющих упрощенную систему - поименованные в ст. 346.16 НК РФ.

Таким образом, у многих предпринимателей неизбежно возникнет сложность с определением даты хозяйственной операции и указанием документа. В столбце 2 предполагается указание одного документа, но это верно лишь для бухгалтерского учета. Так отгрузка товара (фактическая передача) и оплата за товар в бухучете две хозяйственные операции, а в Книге учета - одна (по последней из двух дат и, соответсвенно, по последнему из двух документов).

Отражение в Книге учета типовых операций

Определение расходов на основании Книги учета практически невозможно. Расходы возникают как у применяющих упрощенную систему предпринимателей и организаций, так и у применяющих традиционную систему налогообложения. Однако способ учета затрат у тех и других совершенно различный. Так по традиционной системе налогоплательщик учитывает товары, расходные материалы, малоценные предметы и другие материальные ценности в группе таблиц, предполагающих ведение складской карточки, складской ведомости по каждому виду товара, обобщенной складской ведосмости по всем материальным ценностям вместе. По упрощенной системе всё это выведено за рамки Книги учета, но совсем не означает отсутствие необходимости ведения такого учета.

Для примера рассмотрим учет предпринимателя имеющего цветочный магазин.

1. Закупка товара - цветы в горшках в оптово-розничном магазине с накладной, счетом-фактурой и налогом с продаж. По кассовому чеку 15.01.03 уплачено 5250 рублей, в том числе 250 рублей - налог с продаж, 833 - НДС 20 %. В соотвествии с гл. 26.2 НК РФ "Об упрощенной системе налогообложения" стоимость товаров, предназначенных для перепродажи в расходы не включается, но НДС и налог с продаж - включаются.


Регистрация Сумма
№ пп
Дата и номер документа
Содержание операции
Доходы
Расходы
1
2
3
4
5
*
15.01.03 накл. 14, с/ф 15, кас/чек
НДС уплаченный за товары
-
833
*
15.01.03 накл. 14, с/ф 15, кас/чек
Налог с продаж уплаченный за товары
-
250

2. Продажа товара через ККМ - цветы в горшках. По кассовому чеку 20/01/02 получено 6000 рублей. В соотвествии с гл. 26.2 НК РФ "Об упрощенной системе налогообложения" выручка является доходом. При этом в Книге учета не отражается количественный расход. ПБОЮЛ может продать два из пяти закупленных цветка, или все пять - это остается за рамками Книги учета.


1
2
3
4
5
*
20.01.03
чек ККМ
Поступила выручка за день
6000
-

3. Выплата аванса продавцу за январь в сумме 500 руб. По Трудовому кодексу выплата зарплаты должна производиться не реже 2 раз в месяц. Выплата аванса оформляется платежной ведомостью или распиской.


1
2
3
4
5
*
20.01.03
расписка
Выплата аванса работникам
-
500

4. Поступила предоплата 22.01.03 от Районной управы на расчетный счет 3000 руб. посчету за живые цветы. Поскольку сделка не завершена - цветы в Управу фактически не переданы, то считать предоплату доходом нельзя. Соответственно в Книге учета записей не производим.

5. Цветы переданы представителю Управы по доверенности 23.01.03 на основании накладной и ранее полученной предоплаты. Возможно, что представитель организации потребует счет-фактуру. ПБОЮЛ может выписать счет-фактуру с указанием "Без НДС". Если ПБОЮЛ укажет НДС 20 % - 500 руб., то в случае проверки ИМНС вправе потребовать уплаты этой суммы НДС в бюджет.


1
2
3
4
5
*
23.01.03
накл. 1
Отгружены живые цветы в Управу
3000
-

6. Произведена оплата аренды в сумме 3000 рублей 24.01.03, в том числе НДС 500 руб. на расчетный счет арендодателя за декабрь 2002 года, и 3600 руб за январь, в том числе НДС 600 руб. Поскольку аренда за январь еще не закончена, то отнесение платы на расходы возможно только последним днем месяца, в то время как НДС - сразу.


1
2
3
4
5
*
24.01.03
пл. пор. 1
Оплата аренды за декабрь 2002 г.
-
3000
*
24.01.03
пл. пор. 1
Оплата НДС за январь 2003 г.
-
600
-
-
...
-
-
*
31.01.03
Зачет арендной платы за январь 2003 г.
-
3000

7. Начислена зарплата продавцу 1500 рублей за январь 2002 года. Детей и льгот нет, поэтому НДФЛ (1500-400)*13% составляет 143 руб. Взносы в ПФ 14% от фонда оплаты труда - 210, на руки - 1357. Произведенные начисления отражаются в учетной карточке работника, а в Книге учета доходов и расходов не отражаются.

8. Выплачена зарплата продавцу 05.02.03 с удержанием 13% НДФЛ и суммы аванса - 857 рублей.

Опачен НДФЛ в бюджет и перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд. Страховые взносы в ПФ не включаются в расходы и в Книге не отражаются, а уменьшают сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет, но не более, чем в два раза (учитываются при заполнении декларации по единому налогу по упрощенной системе).


1
2
3
4
5
*
05.02.03
пл. пор. 2
Оплата НДФЛ за январь 2002 г
-
143
*
05.02.03
расписка
Выплачена зарплата работнику
-
587

9. Приобретено основное средство - автомобиль Газель для перевозки товаров 10.02.03 за 189 тыс рублей, в том числе НДС - 30 тыс. руб и налог с продаж 9 тыс. руб. Стоимость основных средств будет включена в расходы после пуска в эксплуатацию (постановке на учет в ГАИ и прохождения ТО) 20.02.03, а НДС и НсП - сразу после уплаты.

1
2
3
4
5
*
10.02.03
справка счет
Оплачен НДС по счету-фактуре № ___
-
30000
*
10.02.03
справка счет
Оплачен налог с продаж
-
9000
*
20.02.03
акт пуска в эксплуатацию
Отнесение на расходы автомашины Газель гос. номер у123пр90rus
-
150000

10. Приобретены 15.02.03 канцелярские товары - бумага, папки, чернила и скрепки всего на сумму 4200 руб - товарный и кассовый чек.


1
2
3
4
5
*
15.02.03
тов и кас чек
Приобретение канцтоваров
-
4200

Еще раз обращаем внимание читателя, что если он выбрал Доход в качестве объекта налогообложения, то примеры с учетом расходов приведены не для него. Вести учет расходов ему всё равно необходимо, но не для налоговой, а для определения собственного дохода.

14.12.2002

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24