ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

С Вас 7 платежных карт

Изучение текста Закона "О применении КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Данный закон скорее расчитан на внешнего потребителя, поскольку для наших предпринимателей его назначение и содержание во многом остается непонятным. Зато у радетелей борьбы с отмыванием грязных денег появился аргумент в пользу принятия России в очередную международную организацию.

Плати картами

Для многих остается непонятным постоянное упоминание в законе о ПЛАТЕЖНЫХ КАРТАХ. Некоторые могут подумать, что под этим термином понимаются пластиковые карты. Однако в п. 2 и в п. 3 ст. 2 закона говорится о случаях осуществления расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Это возможно, когда платежные карты заменяют собой наличные деньги, например - "С вас 7 платежных карт за полкило колбасы".

Кассовый чек и НДС

По сделке купли-продажи оформляются товарные и платежные документы. Для зачета входного НДС покупателю требуется счет-фактура. В сявзи с вступлением в силу закона о применении ККТ предполагается, что при расчетах наличными за товар, работы и услуги единственным документом об оплате будет чек ККМ. С другой стороны, выдача чека ККМ продавцом освобождает продавца от необходимости выставления счета-фактуры. Закон не запрещает одновременно с выдачей чека ККМ оформлять счет-фактуру, просто такая счет-фактура будет учитываться в журнале выданных-счетов фактур и НЕ будет учитываться в книге Продаж. Для продавца это лишняя работа, но без неё покупатель не сможет зачесть входной НДС и соответственно не захочет покупать товар. Скорее всего, продавцы будут выполнять лишнюю работу за дополнительное вознаграждение.

Как это - ККТ?

В ст. 1 даются определения понятиям, используемым в Законе. Так законодатель решил расширить сферу контроля за наличным расчетом и намеренно вместо ранее применявшихся КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ввел понятие КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ. Любопытно, что это расширение не поддается осознанию на российской земле. Так ККТ объединяет в себя:

  • контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью
  • электронно-вычислительные машины, в том числе персональные
  • программно-технические комплексы

Создается впечатление, что теперь вместо старой доброй ККМ можно применять обычный компьютер, в том числе ноутбук, или даже компьютерную сеть в торговле. Но уже в ст. 2 закона говорится об обязательности наличия данной ККТ в Государственном реестре, а в ст. 4 закона, говорится о том что ККТ должна:

  • быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
  • быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
  • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

С этого момента начинаются трудности с пониманием того, как может быть обычный стандартный компьютер зарегистрирован в налоговых органах, проверен на исправность налоговым инспектором, опломбирован в установленном порядке (например, ноутбук!), иметь фискальную память (винчестер что-ли) и эксплуатироваться в фискальном режиме? Даже если всё это выполнить, то как некий контролер из налоговых органов сможет это всё проверить?

Путанно и непонятно

Весьма интересно определение из закона: "фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти". Определение термина дается с использованием самого этого термина, типа "масло-масленное", и мало что поясняет.

Также задом-наперед описывается сфера применения ККТ: "Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".

Буквально это понимается так, что если кто-то из представителей организаций или какой-либо предприниматель встретит на своем жизненном пути ККТ, включенную в Государственный реестр, да ещё на территории России, то тут же обязан её применять до потери пульса, причем исключительно в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Если бы законодатель писал на русском языке, то мы бы прочитали: "В случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за проданные товары, выполенные работы и оказанные услуги на территории Российской Федерации все организации и предприниматели обязаны применять контрольно-какссовую технику, включенную в Государственный реестр".

Вариант решения проблемы

Так или иначе, но способов оплаты гораздо больше, чем может себе представить такой законодатель. Приведем один пример. Некий предприниматель приходит к другому и дает ему денег взаймы. Через некоторое время (в тот же день) они составляют соглашение о том, что возврат займа будет произведен отгрузкой товара на соответствующую сумму. При этом остутствует продажа за наличный расчет, и соответственно, нет обязанности применения ККМ, хотя всё это и происходит на территории России.

Куда же без ККМ

Закон дает закрытый перечень видов деятельности, для которых не требуется применение контрольно-кассовой техники. Из следующего определения: "при осуществлении следующих видов деятельности: торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магази­нов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;" - следует, что если вы торгуете под открытым небом, то ККТ вам необязательно, НО если у вас хотя бы палатка (почти зонтик), то извольте применять ККТ.

Лучшая фискальная память - контрольная лента

Развитие современных технологий казалось привело к отказу от применения контрольной ленты, оставив только фискальную память. Но в ст. 5 закона, указано что в ККТ должно применяться и то и другое. Это тем более удивительно, что подавляющее большинство применяемых ныне ККМ не фиксируют операции на контрольной ленте. Также в ст. 5 закона идет речь о какой-то замене "накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов". В одних аппаратах под фискальной памятью понимается "энергонезависимая память", в других - жесткий диск компьютера, в третьих - непонятно что. В любом случае из текста закона не ясно, зачем производить замену фискальной памяти.

Заметим, что сама по себе фискальная память ничего не доказывает. Существует целый ряд судебных прецедентов, когда реальные события расходились с показаниями фискальной памяти и суд признавал объяснения предпринимателя убедительными, а обвинения налоговых органов не доказанными. Факт расхождения учета и фискальной памяти не является доказательством факта налогового правонарушения, поскольку могут существовать тысячи причин такого расхождения. Конечно, налоговые органы с этим смирится не смогут, но жизнь гораздо многообразней, чем это отражается в понимании налоговых органов и законодателей. Предпринимателю достаточно твердить, что он не виноват, и доказать его вину в суде только на основании фискальной памяти невозможно.

Что будет за неприменение ККТ?

В предыдущем Законе речь шла о применении ККМ при наличных расчетах с населением. В Новом законе население не упоминается. Это означает, по замыслу законодателей, что теперь при наличных расчетах за товары, работы услуги между организациями и(или) предпринимателями должна применяться ККТ. Это хорошая новость для проиводителей ККМ и многочисленных ЦТО (центров технического обслуживания), и плохая для всех остальных. Теперь, видимо, организации и предприниматели, принимающие оплату наличными, в оптовой организации, в ремонте обуви и прачечной, в строительной компании и обменном пункте, и во многих других, должны задуматься о приобретении и постановке на учет в налоговых органах пресловутых ККМ.

В ст. 7 закона указывается, что контроль за применением ККТ производится налоговыми органами на основании КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), а точнее по ст. 14.2 КоАП (о неприменении ККМ). Это означает, что по факту правонарушения составляется протокол представителями налоговых органов с участием понятых, в котором отражаются: дата совершения правонарушения, место, конкретное лицо, указаны конкретные обстоятельства правонарушения, указывающие на наличие вины.Таким образом, к ответственности могут привлечь только на основании контрольной закупки, проведение которой при расчетах между организациями и (или) предпринимателями весьма проблематично. Простое обнаружение работы организации или предпринимателя без применения ККТ не дает оснований налоговым органам налагать штраф, поскольку нет конкретного места, времени и виновного лица. У них появляется повод провести контрольную закупку и не более того.

В Законе нет упоминания о ЦТО, что конечно пугает эти организации. Кто же откажется добровольно от получения с каждого кассового аппарата 150-300 рублей в месяц просто за то, что якобы ЦТО осуществляет, так называемое, сервисное обслуживание. Из 100 аппаратов реально требуют затрат времени не более пяти в месяц. Остальные просто обязаны платить "страховку" на случай поломки. Практика такова, что от ЦТО налоговые органы не откажутся, поскольку не обладают специалиствами по ККМ, не говоря уже о ККТ. Как и ранее при постановки ККМ в налоговой скорее всего будут требовать договор с ЦТО, т.е. навязывать ненужные услуги, строить бюрократические барьеры. Если бы законодатель желал устранить это, то следовало об этом явно указать в законе.

Номинально закон вступает в силу с июля 2003 года. До конца 2003 года из Государственного реестра должны быть исключены ККМ без фискальной памяти. Закон только начинает действовать, но уже требует пояснений и внесения уточнений. Ну когда законодатели научатся писать ясные законы прямого действия?

24.06.2003

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24