ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Упроститься не просто

Противная сторона Логика жизни и логика закона - вещи совершенно разные. В настоящее время субъект малого бизнеса - ПБОЮЛ или ООО - может применять традиционную систему налогообложения (ТСНО), упрощенную (УСНО) и вмененный налог (ЕНВД). Рассмотрим отличия в логике при применении УСНО.

Президент, правительство и Госдума изменяют упрощенную систему с 2003 года - прекращает своё действие Закон 222-ФЗ "Об упрощенной системе ... " и одновременно вводится в действие гл. 26.2. Налогового Кодекса, которая устанавливает существенные правила применения упрощенной системы.

Вновь зарегистрированные

Закон предусматривает выбор системы налогообложения (УСНО или ТСНО) "новорожденным" субъектом малого бизнеса в момент постановки на учет в ИМНС. Для выбора УСНО необходимо подать заявление в ИМНС в течение трех дней с момента подачи заявления о постановке на учет в ИМНС. Если этого не сделать, то по-умолчанию субъект обязан применять ТСНО, если его вид деятельности не обязывает применять ЕНВД. При этом законодатель предполагает, что вновь зарегистрированный субъект знаком с этими системами и в состоянии определить целесообразность применения для себя той или иной системы налогообложения. Однако в жизни всё происходит иначе.

Подавляющее большинство предпринимателей в момент регистрации слабо представляют себе, чем они будут заниматься. За редким исключением между моментом регистрации и фактическим началом деятельности проходит не менее двух-трех месяцев. В этот разгонный период заключаются договора с поставщиками и подрядчиками, арендодателями и исполнителями, проводится закупка товаров и комплектующих, ремонт помещений и монтаж оборудования. Получение какой-либо выручки начинается не ранее, чем через несколько месяцев после фактической регистрации. Не редко случается, что до выручки дело вообще не доходит, поскольку собственники нового хозяйствующего субъекта (обычно ООО) по тем или иным обстоятельствам затягивают с началом хозяйственной деятельности, пропускают сроки сдачи отчетности в ИМНС, попадают под штрафные санкции и по этой причине бросают вновь зарегистрированный субъект до начала его фактической деятельности.

С другой стороны, заявление о переходе на УСНО для налоговых органов фактически не имеет каких-либо последствий. Отличия в их действиях начинаются только после получения первой отчетности. До этого момента выбор системы налогоплательщиком для ИМНС носит статистический интерес.

Из этого следует, что требование предварительно определять систему налогообложения ставит вновь зарегистрированные субъекты в неопределенное положение, которое, как правило, приводит их в экономически невыгодное состояние и неизбежно - к прекращению ещё не начатой предпринимательской деятельности.

Одним из вариантов решения этой проблемы было бы предоставление выбора системы налогообложения в момент подачи первой отчетности. Причем для выбора нет необходимости подавать заявление и получать уведомление, что само по себе экономит усилия предпринимателей и ИМНС. Выбор системы фиксируется формой поданной отчетности. Так, если субъект подает первую декларацию по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то это должно означать, что им произведен выбор именно УСНО. Если подается декларация по НДС, то - ТСНО.

Старые упрощенцы

По разным причинам многие субъекты малого бизнеса, применявшие УСНО в 2002 году на основании патента, забыли и не подали заявление о переходе на УСНО в 2003 году. Их устные обращения в ИМНС по этому вопросу имели одинаковые последствия - им было отказано по причине пропущенного срока подачи заявления. Кто-то из-за этого прекратил свою деятельность из-за высокого налогового бремени ТСНО, кто-то стал уплачивать налоги по ТСНО.

Однако нашлись и те, кто не удовлетворился устным отказом в праве применения УСНО и настоял на письменном варианте отказа. Вот этот документ - письмо с отказом или уведомление ИМНС о невозможности применения УСНО - и был оспорен ими в Арбитражном суде города Москвы.

Автор этих строк представлял интересы предпринимателей на судебных заседаниях. Два из двух дел были выиграны.

Доводы заявителей были такими, что перевод на упрощенную систему производится единожды. Перейдя на упрощенную систему по закону 222-ФЗ, у предпринимателя не возникает обязанности перейти на упрощенную систему повторно по гл. 26.2. НК РФ. В ст. 346.13 говориться о предпринимателях желающих перейти на упрощенную систему, в то время как такие предприниматели уже на неё перешли ранее. В указанной статье не конкретизируется, какая именно упрощенная система налогообложения имеется ввиду.

Основным аргументом ИМНС было нарушение сроков подачи заявления о переходе на УСНО. По мнению ИМНС крайний срок подачи такого заявления по ст. 346.13 - до 30 ноября 2002 года. Однако вся глава 26.2 НК РФ "Об упрощенной системе..." вступает в силу только с 01 января 2003 года, в том числе ст. 346.13. Поэтому требование ИМНС о сроке подачи такого заявления не основано на действующем законе. Получается так, что подача заявления в 2002 году по закону - рано, а подача в 2003 году по мнению ИМНС - поздно.

Другим аргументом ИМНС, в отношении ПБОЮЛ было то, что в заявлении предприниматель должен выбрать объект налогообложения - доход или доход, уменьшенный на величину расходов. Однако эти предприниматели-истцы с самого начала 2003 года ежеквартально подавали декларации по УСНО, в которых был указан объект налогообложения, и целью обращения их в суд было получение пресловутого уведомления о праве применения УСНО в 2003 году.

В результате дела были выиграны - письма и уведомления признаны судом незаконными и суд обязал ИМНС выдать уведомления о возможности применения УСНО в 2003 году истцам-предпринимателям.

Если вы, уважаемый читатель, будучи предпринимателем в 2002 году применяли упрощенную систему и по тем или иным причинам не подали заявления о переходе на УСНО в 2003 году, то у вас есть шанс через суд обязать ИМНС дать вам право применения УСНО по гл. 26.2 в 2003 году.

Выбрали? - меняем условия

Все ИМНС абсолютно уверены, что налогоплательщики должны были подать заявление о переходе на УСНО с 2003 года до 30 ноября 2002 года. При этом налогоплательщики должны были сделать выбор объекта налогообложения - выбирать следовало между доходом и доходом, уменьшенным на величину расходов. В первом варианте получалась УСНО 6%, во втором - УСНО 15%.

Из первой редакции ст. 346.16 следовало, что стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, не включалась в расходы. На этом основании для всех торгующих субъектов выбора не было - оставалось только УСНО 6%. Многие предприниматели и организации, занимающиеся торговлей, вообще не стали по этой причине переходить на упрощенную систему. А зря.

Как мы и предсказывали, законом 191-ФЗ от 31 декабря 2002 года редакция ст. 346.16 была изменена. Но выбор то был уже сделан! Те, кто, несмотря на указание в заявлении в качестве объекта дохода, стали применять УСНО 15% с одновременным уведомлением об этом ИМНС, поступили правильно. Они легко смогут защититься в суде. Те, кто этого не сделал, ещё имеют шанс безболезненно перейти на УСНО 15% с 2003 года, если законодательная инициатива МинЭкономРазвития получит одобрение в Госдуме, и соответствующие изменения в НК РФ будут приняты в этом году.

Аргументы налоговиков известны заранее - они станут ссылаться на ст. 346.13 НК РФ, которая не позволяет изменять объект налогообложения внутри налогового периода. Однако, если субъект применяет УСНО 15% несмотря на поданное заявление с начала 2003 года (налогового периода), то говорить об изменении объекта не приходится. При этом Арбитражный суд на 99% будет на стороне предпринимателя или организации. По этой причине из 10 таких случаев, только в одном ИМНС не согласилась с изменением объекта налогообложения предпринимателем (суд назначен на 14.10.2002, о результате мы сообщим здесь).

Тем, кто послушался налоговиков, побоялся применять УСНО 15% и покорно платит 6% от валовой выручки себе в убыток, следует незамедлительно действовать: писать в ИМНС, судиться с налоговой, собирать документы, подтверждающие расходы.

УСНО и ЕНВД и местные отличия

Слабость налогового законодательства приводит к тому, что субъект малого бизнеса оказывается под двойным налоговым прессом. Пусть некий предприниматель, проживая в одном субъекте федерации, ведет деятельность в другом субъекте федерации. Например, живет в Москве, а торгует в Подмосковье. Тогда по территориальному признаку он обязан применять ЕНВД в Московской области. При этом в 2003 году он теряет возможность применять УСНО для деятельности в Москве. Заметим, что эта глупость уже отменена с 2004 года.

Более того, уплатив ЕНВД в Московской области, т.е. местный налог, он остается плательщиком федеральных налогов, а именно НДС, ЕСН и НДФЛ с того же дохода. По мнению одного начальника ИМНС города Москвы избежать двойного налогообложения возможно только по решению Арбитражного суда. От себя заметим, что ИМНС если проигрывает дело, то почти всегда доводит этот проигрыш до Высшего арбитражного суда. А из этого следует, что процесс избежания двойного налогообложения будет долгим и не простым.

В СМИ призывают к борьбе с бюрократическими барьерами. Этот пример показывает, как, устраняя одни барьеры, законодатели создают новые. Заставлять предпринимателей вести деятельность исключительно на территории того федерального субъекта, где он проживает, - мера, очевидно, сдерживающая развитие малого бизнеса в России. Любые местные налоговые законы создают неравенство для хозяйствующих субъектов, что не развивает рынок в стране. Это создает иллюзию у местных царьков, что они смогут получить дополнительные доходы в бюджет, однако вместо этого они получают бегство предпринимателей из таких мест туда, где условия для ведения бизнеса предпочтительней.

20.09.2003

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24