ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Доходы, уменьшенные на величину некоторых расходов

Противная сторона Итак, Минфин в своем письме от 31.07.2003 № 04-02-05/3/61 "Об учете расходов на оплату аудиторских услуг налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения" как бы логически приходит к выводу, что затраты на ведение учета сторонними организациями и предпринимателями принимаются в расходы только при наличии аудиторской лицензии у исполнителя. Такой вывод делается на том основании, что в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного гл. 25 Кодекса, этот перечень носит исчерпывающий характер. В таблице приведен этот перечень, а также указаны ссылки, которые определяют особенности его применения.

Фактически, организация или предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расходов, должны всегда помнить и саму таблицу 1 и ссылки на другие главы НК РФ, в частности - хорошо знать гл. 25 "Налог на прибыль организаций". Ни Минфин, ни МНС, не видят в этом никаких сложностей и противоречий.


Таблица 1.

Наименование
ссылка на
НК РФ
1
расходы на приобретение основных средств  
2
расходы на приобретение нематериальных активов  
3
расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных)
ст. 260 (нет ссылки)
4
арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество
п. 10 ст. 264
5
материальные расходы
ст. 254
6
расходы на оплату труда
ст. 255
7
расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации
п.6 ст. 255 (частично) и ст. 263 (частично - нет ссылки)
8
суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам)  
9
проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
ст 269, п. 2 ст. 265 (нет ссылки)
10
расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охрано - пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности
п. 6 ст. 264
11
суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации  
12
расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации
п. 11 ст. 264
13
расходы на командировки
п. 12 ст. 264
14
плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке
п. 16 ст. 264
15
расходы на аудиторские услуги
п. 17 ст. 264
16
расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие)
п. 20 ст. 264
17
расходы на канцелярские товары
п. 24 ст 264
18
расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи
п. 25 ст. 264
19
расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных
п. 26 ст. 264
20
расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания
п. 28 ст 264
21
расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов
п. 34 ст 264
22
суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
п. 1 ст. 264
23
расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта) (т.е. без учета НДС - примеч. автора)
ст. 268

Перечень расходов от завлаба

Первое впечатление после прочтения этого перечня - то, что писал его бывший завлаб. Это такая живучая разновидность предпринимателей, которые ещё при социализме, находясь "на хозяйстве", умели успешно этим пользоваться. В новой экономической обстановке они также якобы занимаются бизнесом, а точнее - являются теми самыми посредниками, которые как рыбы-прилипалы вьются вокруг акул большого бизнеса, подбирая объедки с барского стола.

Например, крупное ОАО поручает начальнику отдела маркетинга провести рекламную кампанию. Начальник, не позволяя себе опускаться до банальной подачи рекламных объявлений, "обосновывает" солидный бюджет. Чем больше бюджет, тем, по старой советской привычке, будет выше оценена работа этого начальника. Далее у него возникает проблема потратить такие деньжищи. Вот тут и выползают прилипалы-посредники, которые и откат организуют, и помогут израсходовать полученные средства.

Из чего это видно? - cпросите Вы. Попробуем представить себя на месте такого завлаба. Конечно, он использует легковые машины и компьютеры, для чего включает в расходы затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов. Чтобы не возиться с амортизацией он хочет их сразу списывать в расходы.

Затем он арендует помещение и, возможно, кое-какое оборудование, поэтому арендные платежи включены в расходы.

Не вникая в подробности, он включает в расходы "материальные расходы" и "расходы на оплату труда". Не зная, что расходы на обязательное страхование во внебюджетных фондах уже включены в расходы на оплату труда, он их прописывает отдельно. В этом уточнении, помимо двойного упоминания одних и тех же расходов, есть и существенная оговорка, которая позволяет включать расходы лишь на обязательное страхование и не позволяет - на добровольное, как это дозволено в ст. 263 НК РФ. В этом, очевидно, присутствует элемент дискриминации упрощенцев.

Не понимая, что такое НДС, наш завлаб включает в расходы уплаченный поставщикам и подрядчикам НДС. То, что это создает только трудности учета и позволит при проверках придираться к предпринимателям налоговым органам, он, конечно, не понимает. Пусть ПБОЮЛ купил канцтовары с НДС. Тогда он обязан отдельно включить в расходы НДС и отдельно - стоимость канцтоваров. Ещё хуже, если предприниматель купил оптовую партию товара. Тогда он в расходы включает отдельно НДС по факту покупки товаров, а стоимость самих товаров - по мере их продажи. Зачем эта отдельность предпринимателю - никто объяснить не сможет.

Конечно, наш завлаб хочет привлекать заемные средства, для чего включает в расходы проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. В гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" эти расходы считаются как внереализационные и по хорошему в ст. 346.13 НК РФ должна была бы быть ссылка на п. 2 ст. 265, которой нет. Однако есть ссылка на ст. 269, которая определяет "особенности", а именно то, что в расходы можно включить не все проценты, а только в пределах 110 процентов действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. В общем, сделано это так, что при желании ИМНС может отказать во включении процентов в расходы.

Еще при социализме нашего завлаба доставали пожарники. Поэтому он смело включает в свой перечень расходы на обеспечение пожарной безопасности (п. 6 ст. 264 НК), но забывает про расходы, например, на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (п. 7 ст. 264 НК), на оказание услуг по гарантийному ремонту (п. 9 ст. 264), на сертификацию продукции (п. 2 ст. 264), и многие другие, которые не встречались в его бытность заведующего лабораторией в НИИ.

Хочется нашему герою выйти на внешний рынок и что-нибудь там купить. Для этого он смело включает в расходы суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров. То, что при этом продать он сможет эти товары только населению или субъектам малого бизнеса, применяющим упрощенную систему налогообложения, он во внимание не принимает. Он вообще не собирается что-либо продавать - будет всё ввозимое использовать сам. Плательщики НДС ввезенные таким образом товары покупать не станут, поскольку такой субъект не имеет права выписывать счета-фактуры с НДС, а без входного НДС покупать товары им не выгодно.

Пока у нашего завлаба нет иномарки, он может передвигаться и на своей машине, для чего включает расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Ездить в командировки - дело знакомое и привычное. Как же не включить все расходы на командировки в расходы. Однако он не учитывает, что, например, предприниматель не может послать сам себя в командировку, поскольку в командировку направляются только должностные лица, каковым предприниматель, строго говоря, не является. Также его не сможет послать в командировку заказчик его услуг, поскольку предприниматель не состоит у заказчика в штате предприятия. Таким образом, в командировку может попасть только наемный работник ООО. Для ПБОЮЛ иметь наемных работников сложно.

Завлаб сталкивался в своей жизни с нотариусами, а может у него есть знакомые нотариусы. Поэтому он в расходы включает оплату нотариусов.

Наш герой не разбирается в бухгалтерском учете и ранее не сталкивался с налоговой инспекцией. За него эту работу всегда делал бухгалтер. Как подавляющее большинство населения, завлаб считает, что вся учетная работы выполняемая внештатными исполнителями - разновидность аудиторских услуг. Поэтому он включает услуги аудита, чем обрекает предпринимателей вести учет лично или брать себе в штат бухгалтера, которого занять такой работой на полный день невозможно. Зато отчисления от зарплаты неполностью занятого бухгалтера попадут в бюджет.

Есть в этом перечне совсем непонятные расходы, например, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие). Возможно завлаб, находясь на упрощенной системе налогообложения, полагает, что его когда-нибудь в будущем обяжут публиковать бухгалтерскую отчетность, которую он не ведет?

Совершенно бесспорными являются расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, на программы для ЭВМ.

Как для организаций на традиционной системе налогообложения, так и для применяющих упрощенную систему налогообложения будет сложно учитывать расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Эти расходы нормируются и по этой причине к ним будет пристальное внимание налоговых органов одновременно с необходимостью уплаты налога на рекламу, например, в г. Москве. Но завлаб об этом может и не знать.

Сложно расшифровать "расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов", даже несмотря на наличие ссылки на п. 34 ст. 264 НК РФ. Что под этим понимается применительно для ПБОЮЛ? - покрыто мраком.

Про то, что остаются иные налоги и сборы, наш завлаб не знал. Поэтому этот пункт был внесен позже - 31 декабря 2002 года.

Завлаб не умел торговать - он умел воровать, поэтому он так же в первоначальной редакции не включил в перечень расходов стоимость товаров, приобретенных для продажи. Из-за этой ошибки многие не решились перейти на УСНО с начала 2003 года.

Что не включается в расходы по УСНО?

Либеральный принцип - "Что не запрещено - разрешено" - для применяющих УСНО перестает действовать. Перечень расходов - закрытый, и в него не включено множество затрат, которые для субъектов, применяющих традиционную систему налогообложения, являются расходами.

Из всего множества расходов по гл. 25 НК вычтем перечень расходов, приведенный в ст. 346.13. В результате получим перечень расходов НЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ для исчисления единого налога по упрощенной системе налогообложения.

Так, по ст. 253 НК расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

    1. материальные расходы
    2. расходы на оплату труда
    3. суммы амортизационных отчислений
    4. прочие расходы

Первые два раздела целиком включены в перечень расходов по упрощенной системе. Третий раздел упразднен путем включения в расходы сумм, затраченных на приобретение обычно амортизируемого имущества. Все отличия сосредоточены в "прочих расходах".

Таблица 2.

Наименование
ссылка на
НК РФ
1
расходы на освоение природных ресурсов
ст. 261
2
расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
ст. 263
3
расходы на сертификацию продукции и услуг
п. 2 ст. 264
4
суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)
п. 3 ст. 264
5
суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы
п. 4 ст. 264
6
суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
п. 5 ст. 264
7
расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации
п. 7 ст. 264
8
расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала
п. 8 ст. 264
9
расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений статьи 267 настоящего Кодекса)
п. 9 ст. 264
10
расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами
п. 12.1 ст. 264
11
расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации
п. 13 ст. 264
12
расходы на юридические и информационные услуги
п. 14 ст. 264
13
расходы на консультационные и иные аналогичные услуги
п. 15 ст. 264
14
расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
п. 18 ст. 264
15
расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией
п. 19 ст. 264
16
расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию
п. 21 ст. 264
17
представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи
п. 22 ст. 264
18
расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи
п. 23 ст. 264
19
расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг)
п. 27 ст. 264
20
взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей 
п. 29 ст. 264
21
взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком - плательщиком таких взносов указанной деятельности   
п. 30 ст. 264
22
расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем    
п. 31ст. 264
23
расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам    
п. 32 ст. 264
24
отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
п. 33 ст. 264
25
расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления;
п. 35 ст. 264
26
расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями
п. 36 ст. 264
27
периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности)
п. 37 ст. 264
28
расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов.
п. 38 ст. 264
29
расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 настоящего пункта.
п. 39 ст. 264
30
расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций
п. 39.1 ст. 264
31
платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;
п. 40 ст. 264
32
расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации;
п. 41 ст. 264
33
расходы налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
п. 42 ст. 264
34
расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
п. 43 ст. 264
35

потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
     Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:

  • для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
  • для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
  • для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся
п. 44 ст. 264
36
взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации
п. 45 ст. 264
37
отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством Российской Федерации надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность в области связи  
п. 46 ст. 264
38
потери от брака;
п. 47 ст. 264
39
расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи);
п. 48 ст. 264
40
другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
п. 49 ст. 264

Расходы, которые не известно как будут уменьшать доход

И это еще не все. Минфин полагает, что упоминания расходов в главе 346.13 недостаточно для их принятия. Необходимо также, чтобы была ссылка на статью главы 25 НК РФ, которая определит порядок их применения. В этом есть некоторая логика, но такая неопределенность ставит упрощенцев в тупиковое положение. В таблице 3 приведен перечень таких "неопределенных" расходов.

Таблица 3.

Наименование
ссылка на
НК РФ, которой нет в ст. 346.13
1
расходы на ремонт основных средств
ст. 260
2
расходы на приобретение нематериальных активов
ст. 256
3
суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам)
ст. 171
4
суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации
п. 1 ст. 264

Скорее всего, налоговики будут принимать расходы на ремонт основных средств, несмотря на отсутствие ссылки. Но по формальным основаниям, могут этого и не делать. Конечно, при этом все расходы должны быть подтверждены документально.

Сложнее с нематериальными активами - результатами интеллектуальной деятельности и иными объектами интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Здесь налогоплательщику при любой системе налогообложения трудно доказать все свойства нематериального актива, а упрощенцам это будет ещё сложней.

Капкан спрятан и в суммах налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам). В тех расходах, в которых содержится НДС и которые сразу по факту оплаты уменьшают налогооблагаемую базу, инспектор может придраться к тому, что поскольку в ст. 346.13 эти расходы выделены отдельным пунктом, то и налогоплательщик обязан разделять отдельно НДС и отдельно стоимость товаров (работ, услуг). Как правило, такое разделение не влияет на результат, а только требует проведения нескольких никому не нужных учетных операций - записей в Книге доходов и расходов.

Еще хуже с расходам на материалы, используемые в производстве, и на товары, приобретенные для перепродажи. Если включать в расходы НДС, уплаченный поставщикам, - как НДС подлежащий вычету по ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, то суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров и материалов, включаются в расходы сразу по факту оплаты, в то время как сама стоимость материалов и товаров включается в расход по мере использования в производстве или по мере продажи соответственно. Такой подход позволит упрощенцам, с одной стороны, включать в расходы НДС по мере оплаты и получения, а с другой - усложнит внутренний учет материалов и товаров, которые должны учитываться до момента продажи без НДС.

И, наконец, по тем расходам, которые не уменьшают налоговую базу, но содержат в себе НДС, также возникает неопределенность. По формальным параметрам такой НДС должен уменьшать доход, несмотря на то, что сами расходы не уменьшают доход в целях налогообложения.

В любом случае, налогоплательщик никогда не уплачивает НДС отдельно кому-либо, за редким исключением. Например, при аренде помещения у Комитета Госкомимущества, налогоплательщик выступает в качестве налогового агента и уплачивает НДС в бюджет за Комитет Госкомимущества как 20% от суммы арендной платы.

Суммы таможенных платежей также могут формально не приниматься ИМНС для уменьшения налоговой базы, поскольку в Законе не определен порядок - нет ссылки на гл. 25 НК РФ. Однако их можно трактовать и по п. 22 ст. 346.16, правда, с тем же успехом.

Отдельно стоит упомянуть, что у организаций в облагаемые Доходы включены внереализационные доходы, предусмотренные ст. 250 НК РФ, а из всего перечня предусмотренных ст. 265 НК РФ внереализационных расходов в ст. 346.16 включено только положение об оплате процентов за пользование заемными средствами.


Разделяй и властвуй

Почему эти расходы (таблица 2) для упрощенцев не уменьшают налоговую базу? - главный вопрос, возникающий у законопослушного налогоплательщика. Попытаемся угадать - какова логика законодателя?

Субъект малого бизнеса, применяющий упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расходов, лишен возможности работать с посредниками (п. 3 ст. 264), с организациями и предпринимателями, выполняющими работы и услуги для него (п. 4, 8, 9,12,13, 14, 15, 19, 26, 32 таблицы 2). Например, он может нанять себе работника для ведения учета, но не может для этой же цели обратиться к организации или предпринимателю, он может перевозить товары своим транспортом, но не может заказать эти услуги на стороне. В общем, основной принцип - изоляция упрощенца. Ему дозволено только покупать товары (материалы, некоторые производственные работы и услуги) и продавать товары (работы и услуги) конечным потребителям. Никакого разделения труда, никакой кооперации.

Цель такой изоляции понятна - затруднить упрощенцам уменьшать налоговую базу на такие расходы, которые в принципе могут привести к злоупотреблениям. Имеется ввиду, что при образовании налогооблагаемого дохода (уменьшенного на величину расходов) организация или предприниматель может притворно обратиться, например, за юридическими услугами, а тот, кто эти услуги оказывает, может применять УСНО с обложением дохода по ставке в 6%. Такие "расходы" позволят сэкономить налоги и вместо 15% уплтить только 6%. Но как это обычно у нас бывает "вместе с водой выплеснули ребенка". Опасаясь злоупотреблений, в тяжелое положение поставили самих упрощенцев. Положение таково, что, например, предприниматель стоит перед дилемой: либо лично вести учет, лично решать юридические вопросы, отказаться от сертификации и т. д., либо нанимать себе в штат специалистов, которые очевидно будут загружены на 10-20 процентов. В любом случае, упрощенец понесет потери только из-за опасения злоупотреблений.

Кроме прямых потерь в налогах, расходах и временных затратах, организаций и предпринимателей ожидает непримиримая схватка за расходы с налоговыми инспекторами при сдаче годовой отчетности. То, что эта борьба будет изнуряющей и бескомпромиссной, ясно всем. Только насколько она поможет малому бизнесу в России - остается под вопросом. Скорее всего - навредит.

О таком вредоносном свойстве упрощенной системы для субъектов, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, организации и предприниматели узнают только в начале лета 2004 года, т.е. тогда, когда они ввяжутся уже во второй год деятельности по УСНО и не будут иметь возможности отказаться от упрощенной системы или изменить объект налогообложения. Поэтому мы настоятельно рекомендуем, особенно предпринимателям, хорошенько подумать о своих способностях бороться с налоговиками без поддержки бухгалтера и юриста в случае выбора на следующий год УСНО 15%.

06.11.2003

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24