ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (985) 723-84-89 Избранное Письмо Главная

Уплата незаконного налога на убыток

Любой человек понимает, что бизнес дело рискованное и получить убыток также вероятно, как и прибыль. Наше правительство, Государственная дума и особенно налоговые органы не хотят с этим мирится и придумали налог на убыток. Это, так называемый, минимальный налог. Он уплачивается в размере одного процента от валового дохода (выручки). Его уплачивают те, кто решил применять упрощенную систему налогообложения с обложением дохода, уменьшенного на величину расходов.

Убытки ПБОЮЛ

       По п. 3 ст. 23 Гражданского Кодекса "К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законе, иных правовых актов или существа правоотношения".

Дискриминация ПБОЮЛ начинается с того, что в отличии от организаций и в соответствии с п. 4 ст. 227 гл. 23 НК РФ О НДФЛ "Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу". И это указано в статье 227 "Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями..". Организации в аналогичной ситуации будут списывать убытки в течение 5-ти лет равными частями, и это при применении традиционной системы налогообложения.

В упрощенной системе налогообложения убытки решили усугубить. В самом деле, один процент валовой выручки сооответствует 15-ти процентному налогу от дохода в 6,67 % от валовой выручки.

Пусть некоторый магазин делает наценку в 30 процентов. При этом в расходы включается стоимость аренды помещений, зарплата персонала и другие. По отношению к стоимости проданных товаров доход должен составлять не менее 8,7%, что достаточно много. Для оптовой организации такое соотношение ещё труднее выполнить, поскольку средняя наценка в опте всего около 10%.

При УСНО 15% дано право списания в расходы стоимости основных средств в размере 100 процентов в момент пуска в эксплуатацию. Эта "льгота" только усугубляет ситуацию, поскольку увеличивает убыток и позволяет государству спокойно взимать налог в 1%. Обязанность ведения учета расходов при этом не снимается.

Исчисленный минимальный налог включается в расходы следующего налоговго периода! Он не засчитывается в счет единого налога по УСНО, а всего лишь увеличивает убыток, что отрицательно сказывается на следующем налоговом периоде. Именно поэтому дозволено и убыток текущего года списывать в последующие годы. Такая "льгота по ОС" обманывает предпринимателей и позволяет взять налогов больше, чем это экономически обосновано. Тогда уж просто установили бы оборотный налог в один процент от валовой выручки для всех.

На приведенном рисунке показано при какой доле расходов в валовом доходе оптимальна та или иная система налогообложения. При этом предполагается, что субъект предпринимательской деятельности не является плательщиком НДС (освобожден) и не обязан применять ЕНВД.

Доля расходов в большей степени зависит от вида деятельности. Так при оказании услуг доля расходов не превышает 10-15 процентов. В работах (например, строительных) - величина расходов около 50 процентов. В розничной торговле расходы составляют от 60 до 90 процентов дохода. В оптовой - от 90 до 99 процентов. Для каждого вида деятельности существуют сезонные колебания спроса, что делает оценку расходов ещё более расплывчатой.

Незаконный налог

Минимальный налог - еще один налог ПОМИМО единого налога по УСНО, причем оборотный (т.е. вредный для экономики), независящий от экономических результатов деятельности. Это следует также и из Налогового Кодекса:

  • В НК РФ об этом налоге упоминается именно как о "минимальном налоге", а не о минимальной величине единого налога по УСН, то есть речь идет о совершенно отдельном налоговом платеже. Если предположить обратное, то логично было бы закрепить в законе понятие "минимальной сумме единого налога";

  • в законе не сказано, что налогоплательщикам следует уплачивать либо единый налог, либо минимальный (в зависимости от того, величина какого налога имеет большую величину), то есть субъектам малого предпринимательства придется уплачиваться как единый, так и минимальный налог в оговоренном выше случае (а не минимальный вместо единого);

  • суммы уплаченного минимального налога следует включать в расходы налогоплательщика, а не засчитывать их в счет будущих платежей по единому налогу.

Представляется, что в таком виде нормы о минимальном налоге применяться не должны. Налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все основные элементы налогообложения (п. 1 статьи 17 НК РФ):

  • объект налогообложения,
  • налоговая база,
  • налоговый период,
  • налоговая ставка,
  • порядок исчисления налога,
  • порядок и сроки уплаты налога.

Нормы о минимальном налоге включены в статью, которая регламентирует порядок определения налоговой базы, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). В то же время налоговая база, рассчитанная с учетом минимального налога никак не связана с объектом налогообложения - доходами, уменьшенными на величину расходов. Такое несоответствие представляется недопустимым и позволяет говорить о том, что у налога не установлены все необходимые элементы налогообложения.

Сразу оговоримся, что законность установления данного налога (если считать его иным налогом кроме единого при применении упрощенной системы) вызывает большие сомнения, поскольку это вытекает из того контекста, в котором о нем упоминается в законопроекте.

Что касается установления главой 26 НК РФ (в имеющейся на сегодняшний день редакции) элементов налогообложения минимальным налогом, можно смело утверждать, что ни один элемент налогообложения не установлен за исключением налоговой ставки.

Что это за собой влечет? Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ). Как мы уже выяснили, это требование Налогового кодекса не соблюдено. А это значит, что налог нельзя считать законно установленным и подлежащим уплате в бюджет. Ведь в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом. Поэтому минимальный налог уплате не подлежит как незаконно установленный.

Однако, подавляющее большинство налогоплательщиков, нежелая портить отношения с налоговой инспекцией и несмотря ни на что, готовы платить и платят незаконные налоги.

Уплата минимального налога

Впервые с минимальным налогом налогоплательщик встречается при заполнении декларации за первый квартал. С стр. 190 декларации указывается сумма минимального налога, если исчисленная сумма единого налога за НАЛОГОВЫЙ период, меньше 1% валового дохода. Не каждый налогоплательщик сообразит, что под налоговым периодом следует понимать календарный год, а не первый квартал. Многие просто уплачивают минимальный налог и при этом совершают сразу две ошибки - не уплачивают единый (остаются должны и на долг начисляют пени) и дают государству переплату, которую вернуть очень сложно - разные коды бюджетной классификации.

Пусть в первом квартале получен доход, но сумма единого налога меньше минимального. Тогда налогоплательщик должен уплатить в бюджет сумму единого налога. Так может повторятся весь год. По окончании года, на основании годовой налоговой декларации оказывается, что налогоплательщик произвел переплату единого налога и при этом обязан уплатить минимальный налог в ещё большей сумме. Налоговики при этом настаивают на полной уплате минимального налога, а про переплату единого налога скромно умалчивают.

В этой ситуации уже пострадавший налогоплательщик вынужден писать заявление на возврат излишне уплаченного единого налога, которое по закону налоговики могут рассматривать три месяца и при этом они будут склонять налогоплательщика к зачету переплаты в счет будущих платежей. Таким образом, государство, запутывая налогплательщика, берет деньги у него, пользуется ими и не желает возвращать. Конечно выбить у налоговой проценты за пользование деньгами при этом крайне маловероятно, что также создает необоснованный доход бюджета.

11.02.2004

©bistrast 2005–2017
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24