| ||||||
Российские следствия из принципа Питера
Немного теории
После того, как вопрос выживания снимается с повестки дня, потребность в иерархической структуре отпадает, так как конкурентные отношения становятся более эффективными. Однако её оставляют на всякий случай и пытаются найти ей мирное применение. У людей, находящихся в иерархической структуре возникает чувство обиды, так как ещё недавно, благодаря их усилиям, были сохранены жизни множества людей. И они пытаются всеми силами удержаться за власть. Как невозможно руководить каждым отдельно взятым муравьем в муравейнике из единого центра, также невозможно и не нужно сдерживать частную инициативу, направленную на созидание. Таким образом, запускаются рыночные отношения, и государство начинает избавляться от лишних функций, передавая их частным компаниям, которые начинают конкурировать между собой и, тем самым, максимизировать эффективность своей деятельности. В руках государства должен оставаться лишь механизм сдерживания деструктивных поступков отдельных людей, т.е. судебная и правоохранительная система. В результате, в обществе создается множество независимых специалистов и иерархических структур, которые также, в той или иной степени, должны конкурировать между собой на определенных законом условиях. Принцип Питера
В 2010 году лауреатами Шнобелевской премии по менеджменту стали итальянские исследователи Алессандро Плючино и Чезаро Гарофало из Университета итальянского города Катани, которые методом математического моделирования с элементами теории игр доказали, что при назначении на должности людей случайным образом, компетентность всей иерархической структуры будет выше, чем в случае продвижения наиболее "эффективных". В этом контексте, основное отличие иерархической структуры от группы специалистов состоит в том, что первая управляется командами сверху, в то время как вторая - общественными законами. Российские следствия В демократическом обществе существует политическая конкуренция. Это механизм, который приводит к обновлению иерархической структуры при смене политической власти. Как только иерархическая система "созрела" - все уровни заполнены, а функции строго определены и налажены, - система требует коренного обновления. Россия отличается от других государств своей огромной территорией, на которой всё время что-то происходит. Для поддержания единообразия порядка на таких пространствах требуется мощная иерархическая структура, которая традиционно малоэффективна - потребляет множество ресурсов и реализует единообразие исключительно в понимании высшего руководства. По этой причине некомпетентность отдельного чиновника и всей системы в целом не являются решающим недостатком. Не существует политических сил, способных коренным образом обновить все уровни этой структуры. Рано или поздно (как во времена ЦК КПСС) в этой структуре происходят изменения из-за смерти или старости руководящих работников первого звена. Некомпетентные руководители подчиненного уровня переводятся на более высокие посты - возникает "номенклатура". При необходимости подготовить себе замену высокопоставленный чиновник, как мастер учит своего подмастерья - передает компетенцию своему приемнику. В качестве заместителей или подчиненных они стараются подобрать людей с ещё меньшим уровнем компетенции, чем у них самих, и тогда система начинает разлагаться. Однако, альтернативы ей нет, её латают, чем попало, и создается видимость нормального функционирования. Сопутствующие неприятности
Чиновнику не дано право трактовки закона. Это право есть только у суда или у законодателя. Арбитражный суд неоднократно указывал, что, например, налогоплательщик вправе зачесть входной НДС при отсутствии реализации. Тем не менее, высокопоставленный чиновник Минфина высказывается в своем письме, что такого права нет. Вопрос: как поступить налоговому инспектору: по закону (в трактовке суда) или следуя мнению непосредственного начальника? Судья тот же чиновник. Почему же есть люди, которые удивляются, что судья принял решение, следуя мнению высшего начальника? И чиновник, и судья некомпетентны, но их недостаток не влияет на их работу в иерархической структуре. Для них поступить иначе означает не только потерять материальный достаток, но и утратить "положение", которое позволяет делать ошибки иногда с политическими последствиями, а чаще с материальными. Не это ли является источником коррупции? Способна ли иерархическая структура с некомпетентными сотрудниками на всех уровнях взять себя за горло и побороть коррупцию? "А может и не надо ничего менять?" - вопрошают трусливые и некомпетентные. Если бы кроме России не существовало других стран, то можно. К сожалению, в реальности они существуют, и каждый год существования неэффективного руководства отбрасывает Россию с разряд третьесортных стран. Где же выход? Когда отступает угроза вымирания, население любой страны начинает воспроизводство, но в отличии от животных этот процесс сопровождается в обществе созидательными и деструктивными (разрушающими) проявлениями. Самовоспроизводимый созидательный процесс получил название рыночной экономики. Как только иерархическая структура достигала достаточной степени деградации и число неверных решений превышало критический уровень, власть отпускала на волю созидательные силы народа. Это происходило и в период НЭПа, и в современной России: кооперативное движение и реформы Гайдара. Даже при наличии деструктивных элементов задача наполнения полок магазинов решалась быстро и без направляющей силы партии. Но как только появлялись места в экономике России, где было можно поживиться сверхприбылью, в этом месте в срочном порядке вводилось госуправление либо через министерства, либо через контрольный пакет акций. Естественно, что такое управление решало политические задачи и закономерно приводило отрасль к упадку, а некоторых аффилированных с властью личностей - к обогащению. Конечно, нельзя оставлять рыночные отношения "без присмотра", т.е. неотъемлемой функцией государства остается антимонопольное управление. Это та же борьба с деструктивными проявлениями, но в экономике и при достаточно высоком уровне развития рыночных отношений. Однако, антимонопольное управление не может осуществляться в отношении компаний, у которых государство владеет контрольным пакетом акций. Ну, нельзя же задушить самого себя. Особенностью современных рыночных отношений в России является отсутствие идеологии. С одной стороны экономика имеет множество отраслей с рыночными отношениями, с другой - часть экономики управляется советскими методами. В такой ситуации, иерархическая верхушка не может агитировать за два противоречивых экономических метода управления одновременно. Проще помалкивать об этом. Единственный способ обрести идеологию - государству уйти из экономики и заниматься исключительно борьбой с деструктивными проявлениями - неотъемлемой функцией государства. Эффективность экономики и высокая производительность труда сегодня позволяют большому количеству людей заниматься непроизводительным трудом. Иерархическая структура при своем "раковом" стремлении к росту воспроизводит армию чиновников, которые в силу своей ничтожной компетенции потребляют блага экономики, ни чего не давая обществу взамен. Фактически, бюрократия стала третьей силой в обществе, причем силой, которая держит в своих руках рычаги управления государством. Система образования в любой стране призвана социально адаптировать подрастающее поколение к взрослой жизни. Со времен социализма в России система образования готовит будущих чиновников, которые заведомо не могут быть востребованы иерархической системой, но и не могут сразу влиться в экономически активное население. Они в своей массе обречены на карьерный рост, начиная с должности "дебила" и кончая принятием решения, которое расходится с мнением руководства. В период распада СССР население инстинктивно питало надежды на рыночную экономику и охотно занялось малым и средним бизнесом. Однако последующее "завинчивание гаек" и полное отсутствие "правой" (капиталистической) идеологии, с помощью средств массовой информации выработало мнение, что "рынок не решит всех проблем". Вместо начальника-бюрократа будет начальник-капиталист, и для "рабочего класса" эта перемена ничего положительного не обещает. Разнообразие форм частных компаний снова породило желание к единообразию, желанию "единой россии" и "твердой руки", чтобы всё у всех было одинаково плохо, чем по-разному хорошо. Есть слабая надежда на внедрение электронных систем горизонтального управления, которые упростят и (главное!) формализуют бюрократические функции. Это позволит высвободить множество чиновников, которые будут вынуждены перейти на другую сторону баррикад. Процесс этот уже идет и встречает ожесточенное сопротивление всего чиновничества. Исход этой борьбы не может никто предсказать. Условия выхода из сложившейся ситуации следующие: минимизация государственных функций (вплоть до частных тюрем), уход государства из экономики везде, где это возможно, агитация средствами массовой информации за малый и средний бизнес, подготовка подрастающего поколения быть предпринимателями ещё в школе. Только стимулирование созидательных сил населения повзолит России удерживать лидирующие позиции в мире. PS: Забавно, что посетитель сайта, движимый любопытством начинает читать статью, из которой черпает парадоксальные для себя сведения. В этот момент запускается программа верификации, которая с одной стороны "переводит стрелки" на личность автора ("А ты кто такой?"), а с другой рекомендует отбросить всё вновь узнанное, чтобы было "как раньше". Когда становится невозможным обвинить автора в политической ангажированности, а информацию - бездоказательной, у читателя срабатывает предохранительный клапан, который просто блокирует канал и стирает из памяти сведения. Остается только чувство брезгливости, т.е. именно то, что запрограммировали с детства. 08.01.2011 | ||||||
|