ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕС ТРАСТ - КОНСАЛТИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА +7(499)2103393 Поиск по сайту Написать письмо На главную страницу

Чем заняться начинающему предпринимателю?(часть 2)

Молодые люди, наблюдая убогое положение своих родителей, жалкое существование своего окружения, приходят к мысли открыть своё дело, но не знают чем заняться!

Идентификация себя

Отсутствие привычки думать не позволяет людям правильно себя идентифицировать в социальном плане. Ускорение научно-технического прогресса и демографический перелом делает опыт социализации родителей неприменимым для социализации их детей. Это сильно усложняет задачу для молодого человека найти своё место в жизни, а для большинства эта задача становится неразрешимой. Однако, существуют способы поиска решений, которыми молодой человек может искать свою нишу в общественном устройстве и они не являются секретом.

Один из известных способов - это приобретение компетенции по средством обучения в ВУЗе и/или общение с "мастером". В отличие от "знаний, умений, навыков", которые дает школа, высшее учебное заведение призвано давать компетенцию - способность анализировать поток предметной информации и синтезировать адаптационные решения в изменяющемся мире.

К сожалению, учебные программы ВУЗов отстают от жизни, поэтому обучение у "мастера" даст более быстрый и более качественный результат. "Мастер" - это достигший высокого уровня специалист в конкретной предметной области. Это может быть и профессор ВУЗа, а может быть и успешный частный предприниматель. Всё зависит от амбиций и интересов самого ученика.

"Способность анализировать" - это не врожденная способность. Это навык, подобный умению читать, но на более высоком уровне "читать и понимать". В целом это выливается в способность к самообучению.

"Предметная информация" - это информация из конкретной области деятельности людей, например, политики, искуства, науки, бизнеса, и т.д., т.е. то, что наиболее интересует молодого человека, к чему у него имеется внутреннее стремление. Если интересы отсутствуют и стремлений нет, то это указывает на то, что врожденная любознательность подавлена в молодом человеке в результате неблагоприятного социального окружения.

"Адаптационные решения" - это комплекс действий и поступков, которые осуществляет человек для приспособления (адаптации) к общественным правилам и происходящим изменениям в обществе.

Человек - существо социальное

Рождение младенца автоматически не означает появление на свет нового человека. Из младенца вырастет человек только в социальной среде: как минимум - это семья.

Известны случаи, когда после рождения ребенок был изолирован по тем или иным причинам от общения с родителями и людьми. Например, некоторые дети с рождения жили среди животных - собак или обезьян. Если такой ребенок до семи лет не попадал в общество людей, то он уже не мог в последствии научиться разговаривать, сочувствовать. Дети, оторванные от матери по достижении трехлетнего возраста из-за дефицита общения получали недоразвитие мозга, что в будущем не позволяло этому ребенку вырасти в полноценного члена общества.

Таким образом, человеческие качества определяются способностью жить в семье, классе, студенческой группе, трудовом коллективе. Это минимальные способности, которые необходимы для признания гражданина дееспособным. В противном случае, он теряет избирательное право, получает ограничение на создание семьи, а при проявлении признаков агрессивности - теряет свободу.

Усвоение нормальных способов общения между людьми (общественно допустимых): умение говорить, читать, писать, понимать - всё это создает предпосылки для качественного воспроизводства, т.е. для создания семьи и рождения детей. На первый взгляд, это кажется естественным, но в жизни даже такого уровня достигают далеко не все.

Всё для детей

Основной закон природы - "размножение с минимальными затратами энергии". Этому закону следуют все живые организмы не исключая самого человека. Но этот закон выполняется не всегда и не везде.

Конкретный вид живых организмов конкурирует в природе с другими видами и преимущество получает тот, кто для своего размножения затрачивает меньше энергии, чем конкуренты. Это справедливо для бактерий, грибов, мелких организмов.

На некотором уровне развития живые организмы и животные получают преимущество из-за участия в группе себе подобных. Например, растения, деревья выживают несмотря на воздействие вредителей благодаря "коллективным" действиям. Также, насекомые - муравьи, пчелы и другие - приобретают конкурентные преимущества из-за объединения в группы, разделения функций внутри группы. Человек, как вид, смог достичь чрезвычайно большой численности исключительно из-за социального устройства. Иные крупные животные - волки, тигры, медведи, обладающие сопоставимой массой тела, не имеют даже близкой численности по сравнению с человеком. Это обусловлено тем, что человеческое общество научилось накапливать знания и передавать их из поколения в поколение. Именно эти знания позволяют человеку как виду минимизировать энергетические затраты на собственное воспроизводство.

"Основной закон" не выполняется в отношениях между матерью (родителями) и детенышами. В природе и не только у человека, инстинкт материнства защищать своё потомство противоречит принципу "минимизации энергетических затрат". Мать отдает ребенку (детенышу) больше, чем это требуется. Она реализует в отношении его принцип "максимизации пользы". Таким образом, на начальном жизненном этапе почти все высшие животные в отношении детей выступают донорами (альтруистами), а дети, соответственно, акцепторами (эгоистами). У человека самый длительный период вынашивания плода и полового созревания. Человек может себе это позволить, так как в этот период детеныш защищается не только матерью (родителями), но и всем обществом, общественными законами и институтами.

Таким образом, для получения конкурентных преимуществ автономной социальной группы внутри самой социальной группы вместо принципа "минимизации энергетических затрат" действует принцип "максимизации пользы". В обычной жизни человек часть времени является частью автономной социальной группы - семьи, класса, студенческой группы, а часть "автономная социальная группа" состоит из самого человека - время одиночества. Поэтому в сознании человека конкурируют оба принципа "минимизации энергетических затрат" и "максимизации пользы". Случается, что это приводит к раздвоению личности.

Социальная адаптация

В возрасте, когда ребенок научился ходить и говорить, начинается постепенная социальная адаптация ребенка. Он узнает о существовании других людей и детей, познает окружающий мир и в этот период развития ребенок проявляет предельную любознательность. Он познает мир активно!

В школьном возрасте дети узнают о существовании многих вещей, в том числе о существовании денег, "работы", государственных иститутов - полиция, суды, тюрьмы. Они воспринимают это как данность, так как это не оказывает на них непосредственного влияния. Их сознание больше интересуется противоположным полом, закрытыми для них темами. Это тоже элемент врожденной любознательности.

В это время они не являются участниками товарно-денежных отношений, хотя получают от родителей деньги на "карманные расходы". Большинство семей не используют деньги внутри семьи. Ведь хозяйка дома не взимает плату с мужа за приготовление еды или уборку помещений. Глава семейства не пытается оценивать в деньгах работу, например, по уборке мусора, ремонту бытовых приборов. Все эти действия внутри семьи не являются "работой", за которую платят деньги. Деньги используются исключительно для внешнего мира.

Некоторые родители пытаются стимулировать в детях результативность учебного процесса выплатами деньгами, но это, как правило, приводит к отрицательному результату - дети начинают видеть цель своей деятельности в деньгах, а не в получении образования.

Понимание "денег" приходит с годами. Дети, получая от родителей на мороженное, вопринимают деньги как "волшебную палочку", благодаря которой можно получить то, что видишь или то, чего хочется. В старших классах ребята узнают, что деньги родителям дают "на работе" и чтобы получать радости от жизни необходимо мириться с неприятной необходимостью - ходить на работу и зарабатывать деньги. "Необходимость" вытекает из потребности в деньгах, а "неприятная" из постоянных высказываний старших о своей работе. При этом работа, как правило, понимается в подростковом возрасте буквально - копать, строить, учить, торговать, и т.д., т.е. как некоторое занятие результатом которого получается что-то материальное. Поэтому, целый ряд профессий остается школьникам непонятным: юрист, начальник, адвокат, менеджер, продюсер, политик, и т.д., т.е. те виды деятельности, которые материального результата не имеют.

Наконец, активность молодых людей рано или поздно сталкивает их с государственными институтами и в этот момент, как правило, выясняется, что представления о работе этих институтов основаны на стереотипах. Стеретотипы - это устоявшиеся общественные мнения по тем или иным вопросам, которые когда-то были верны, но в последствии устарели. Источником стереотипов являются родители и друзья - ближайший круг общения. С появлением интернета круг общения неимоверно расширился, но характер общения изменился незначительно. На это указывает гипертрофированное развитие социальных сетей, которые повторяют все ошибки бытового общения, т.е. не пытаются анализировать, систематизировать, синтезировать.

Бизнес - это социальное явление

И так, впервые молодой человек сталкивается в семье с бесплатной работой. Не обремененные поиском источника существования молодые люди объединяются в группы с целю времяпрепровождения - тусовки, походы, музыкальные упражнения. На это они тратят деньги родителей. По этой причине, когда в их голову приходит мысль о получении денег от кого-то, они пытаются делать бизнес в музыке, спорте, шоу-бизнесе.

Тем не менее, внутри своей группы они тоже выполняют "бесплатную работу". Друг помогает другу в надежде, что тот поможет ему при возникновении потребности в этой помощи.

"Бесплатную работу" можно встретить и в сельских поселениях, когда все друг друга знают и готовы помогать без денег. Наконец, некоторые энтузиасты создают коммуны, в которых также не используются товарно-денежные отношения для внутренних сделок. Правда это работает небольшой промежуток времени - несколько лет, но это доказывает принципиальную возможность жизни в обществе без использования денег.

"Деньги" появляются с увеличением числа членов общества, возникновением торговли и государства. Торговля предполагает обмен товарами между удаленными территориями, что не позволяет получать от кого-либо пользу "просто-так", так как получатель неизвестен и расчитывать на получение равноценного товара не приходится. Деньги выступают здесь универсальным средством обмена.

Государство создает институты, без которых невозможно суверенное существование территории - оборона, полиция, суды, тюрьмы, и т.д. Всё это требует денег, которые берутся в форме налогов.

Современные государства взвалили на себя бремя социальной защиты, т.е. страхование по старости, медицинское страхование, социальное страхование. С одной стороны это гарантирует минимальную социальную помощь при наступлении страхового случая, с другой - это порождает социальное иждивенчество. Все эти социальные обязательства финансируются за счет взносов во внебюджетные фонды. Величина взносов сопоставима или больше взыскиваемых налогов.

Таким образом, в любой сделке участвуют три субъекта: продавец, покупатель и государство.

Деньги - цель бизнеса, или средство?

По окончании школы молодой человек пытается приобрести профессию. В школе утверждали "Все профессии нужны, все профессии важны!". Однако в жизни отличия в важности и нужности той или иной профессии приходится познавать собственным опытом. Причем в школе все знания давали бесплатно, а знания о важности той или иной профессии (работы) приходится получать "платно", т.е. ошибка в этих вопросах имеет конкретное денежное выражение.

Основной мотив выбора будущей профессии - это "где больше платят". Вторым критерием выступают: "Где меньше работать?", "где меньше риски", "где меньше ответственности". Это естественно, так как зарабатывание денег молодому человеку необходимо для получения удовольствий от жизни (как в детстве). Если работать по 12 часов, то для удовольствий просто не останется времени. Видимо по этой причине, предпочтение молодых людей в настоящее время склоняется к профессии чиновника, который, по их убеждению имеет стабильный небольшой доход за сравнительно небольшое время работы с минимумом рисков и практически без всякой ответственности.

Когда оплата труда связывается исключительно с временем работы и при этом реализуется принцип "минимизации энергетических затрат", то в среде "трудового коллектива" доблестью считается получение равной оплаты за безделье. Это стало одной из причин развала социализма в России.

Молодой человек идет в магазин или мастерскую и покупает вешь или услугу. Он не думает о цене, о том насколько она справедлива, завышена или занижена. Он знает, что цена может отличаться в том или ином месте. При прочих равных условиях из-за недостатка денег он выбирает товар или услугу по-дешевле. Так или иначе совершается сделка - обмен денег на товары или услуги. В этот момент сумма денег эквивалентна стоимости товаров (услуг). Это важно! В противном случае - сделка не состоялась бы.

Когда молодой человек приходит на первую работу ему говорят, что надо делать и сколько за это платят. Как правило, оплата начисляется за отработанное время (на службе). Реже - за результаты работы (в бизнесе). В этой ситуации он начинает задумываться о том, почему его рабочее время стоит именно столько и что нужно сделать, чтобы сумма оплаты была выше? Почему ни один работающий не разбогател? В попытке получить ответы на эти вопросы молодые люди мучают себя вопросом "Как заработать миллион?". Они уже понимают, что детское желание, получать всё "просто так" в последующей жизни реализовать не получиться и даже готовы работать. Однако слово "заработать", которое указывает на способ получения денег - "за работу", они до конца не понимают.

Работа - это способ приносить пользу людям через посредника - работодателя. Наличие посредника делает зарплату не на много отличающейся от среднерыночной, т.е. на зарплате никогда такой суммы не заработать.

Бизнес - это способ приносить пользу людям БЕЗ посредника. Для многих - это откровение! Только создание бизнеса позволяет при наличии соответствующей компетенции получить доход в обозначенной сумме и выше.

Кроме того, бизнес это азартное занятие: обмен пользы за деньги затягивает. Человек чуствует свою нужность, ощущает благодарность других людей от результатов своей деятельности. Это уже не позволяет просто положить деньги в банк и жить на проценты ничего не делая.

Таким образом, успешный бизнес меняет цель жижни человека: вместо "получения ч-л" - максимизация пользы от самого себя!

Бизнес по Марксу

Ситуации, когда молодой человек выступает в роли покупателя или продавца (например, своего труда) - это элементы социальной адаптации, т.е. понимания и усвоения законов и правил общественного устройства. Печально, что в школе и у родителей молодые люди толком ничего не могут перенять в этих вопросах. Родитель и учитель не являются примером, так как старшекласники понимают, что жить за зарплату родителя или учителя в крупном городе почти невозможно. Юнашеский максимализм требует большего.

В какой-то момент, молодой человек узнает, что деньги можно увеличивать, если "грамотно ими управлять" (вложить в дело, пустить в оборот, дать в рост). Это создает иллюзию "бизнес процесса", т.е. возникает формула бизнеса - "когда деньги приносят деньги" - так учил Карл Маркс. Это последствия чрезмерного упрощения его знаменитой формулы:

Д -> T -> Д'

где: Д - деньги

Т - товар

Д' - увеличенные деньги

На самом деле, всё иначе. Бизнес начинается тогда, когда человек может что-то сделать для покупателя качественней, быстрее, дешевле других без посредников (работодателей). Причем "дешевле" в этом списке - на последнем месте. Назовем это что-то простым словом "польза".

"Как человек может принести максимальную пользу?" - ответ на этот вопрос зависит от конкретного человека с его личными способностями и недостатками. Именно ответ на этот вопрос в отношении себя "любимого" определяет вид деятельности для будущего бизнеса. В этой конструкции "деньги" с одной стороны являются измерителем пользы, с другой универсальным средством обмена "пользы от себя" на "пользу от других".

Конечно, не всегда деньги обмениваются на пользу. Нередко люди платят за вред - торговля наркотиками, алкоголем, проституция и криминал. Всё это, так или иначе, оплачивается деньгами. Для общества вред таких бизнес-сделок очевиден и наказуем, но только не покупателю, который участвует в такой сделке. Это не означает, что "вред" становится "пользой", это лишь указывает, что предпринимателю следует стремиться приносить пользу в общепринятом смысле слова.

По другую сторону правила

Правила поведения в школе, в общественных местах, правила дорожного движения, законы и кодексы - всё это ограничивает свободу! Так кажется на первый взгляд молодому человеку.

Однако, это "правила игры". Когда в игре человек выступает в роли работника (нарушителя), то это вызывает негативный стресс. Однако, когда он по другую сторону правил - в роли работодателя, то это уже не кажется чем-то чрезмерным. Более того, это кажется обязательным, так как позволяет прогнозировать результаты работы работников и создавать успешный бизнес. Таким образом, для создания бизнеса молодой человек должен уметь и иметь возможность сам вырабатывать правила, которые не противоречать действующему законодательтсву.

Действующие законодательство построено по "принципу определения правил игры", определения видов нарушений и способов наказания за эти нарушения. Законодательство не указывает "что можно", оно указывает "что нельзя" и "что за это будет". Кроме того, общество развивается и "правила игры" постоянно изменяются. В налоговый кодекс ежегодно вносятся изменения. Всё это необходимо знать и использовать в своей работе предпринимателю даже при наличии в штате юриста.

Бизнес и здоровье

До недавнего времени для бизнеса требовались - директор, бухгалтер, юрист. Если предприниматель владеет этими компетенциями, то он уже имеет приемущества. Теперь к этим трем добавился "программист". Без использования компьтеров в наше время никакой бизнес не может быть успешным.

Любой бизнес строится на свойствах личности самого предпринимателя. Поэтому если к перечисленным профессиям добавить что-то "научное" - что греет душу и мозг получает удовольствие от обдумывания, то успех Вам гарантирован. Только когда человек действует движимый жаждой познания, желанием максимизации собственной пользы его мозг активирует его интеллектуальное развитие. Когда человек действует под давлением обстоятельств у него плавится мозг. Таким образом, занятие бизнесом положительно влияет на интеллектуальное здоровье предпринимателя, продлевает его жизнь, изменяет качество жизни у него, членов его семьи, его работников и их детей. Уже ради этого имеет смысл создавать собственный бизнес.


PS: Данная заметка лишь конспективно касается темы создания из человека предпринимателя. Многое осталось за рамками. Возможно, в будущем об этом будет написана книга, но это зависит от вас, уважаемые посетители сайта.

PS2: Часть 1 данной заметки написана давно.

07.07.2012 00:00

©bistrast 2005–2014
Design by Joki
Rambler's Top100
Москва, Зеленоград, 2033, н.п. XXIV
тел. (499)210-33-93, (499)210-33-24